Экономика

Александр Денюков рассказал о том, как создать бизнес по работе с отходами

В последние несколько лет тема создания бизнеса по переработке отходов очень активно обсуждается среди чиновников и предпринимателей в Алтайском крае. Во многих районах находились энтузиасты, которые пытались создать предприятия по сбору и первичной переработке отходов, но они быстро закрывались. Предприниматели приходили к выводу, что этот бизнес нерентабельный. Но есть и исключения. Молодой предприниматель Александр Денюков, директор предприятия "Глобэк", уже имеет работающий бизнес по сбору и первичной переработке мусора, а в планах у него — строительство мусороперерабатывающего комплекса. Как удалось сохранить и развить "мусорное" предприятие, и что нужно сделать, чтобы работа с отходами в регионе стала более цивилизованной, он рассказал в интервью.

- Судя по публикациям в СМИ, в вашем бизнесе постоянно появляются новые направления. Расскажите, что он представляет собой сегодня.

- Наша компания, действительно, быстро развивается. Мы выбрали для себя абсолютно новое направление и сами протаптываем себе дорогу. Совместно с экспертами, администрацией края мы разработали программу "Экологическое развитие сельских территорий". В рамках "Глобэка" мы занимаемся ее реализацией. Она состоит из четырех разделов: сбор и вывоз мусора, переработка отходов, экологическое воспитание населения и создание ассоциации предприятий, работающих в сфере обращения отходов.

На данный момент мы развиваемся по схеме франчайзинга, пытаемся внедрить свою действующую бизнес-модель в других муниципалитетах края. Это одна из ближайших задач нашей компании.

Наши партнеры в муниципалитетах заключают договоры на вывоз мусора с населением. Каждый двор, которая заключила с ними договор, покупает наш металлический контейнер для мусора и платит ежемесячную абонентскую плату. Контейнер ставится во двор. Машина регулярно приезжает и забирает мусор. В Алтайском районе аналогичную услугу оказывает и управление коммунального хозяйства. Но заключив договор с нами абонент оплачивает за установку контейнера 450 рублей, а не 5,5 тыс рублей, как при заключении договора с комхозом. Наш контейнер, конечно, меньше, но, я считаю, что его объема вполне достаточно для одного двора.

- В каких муниципалитетах вы сейчас работаете?

- Сегодня под торговой маркой "Глобэк" работают предприниматели в Белокурихе, Баево, Красногорском районе. В Алтайском районе мы пока работаем сами. На данный момент мы хотим максимально отработать бизнес-модель в указанных четырех муниципалитетах, а потом начнем двигаться дальше. Были предприниматели из разных районов, которые заключили с нами договор, но через какое-то время расторгли его. Они думали, что в этом бизнесе быстрые прибыли, и разочаровались. В Косихинском и Смоленском районах предприниматели тоже организуют подобный бизнес, но работают самостоятельно.

- Насколько детально у вас прописаны условия приобретения франшизы?

- Сегодня наша основная задача состоит в том, чтобы как можно четче прописать эту схему. Муниципалитеты сильно отличаются друг от друга, полигоны в каждом из них находятся в разном состоянии — где-то зарегистрированы, где-то нет, какие-то в черте села, какие-то за несколько километров. Пока мы работаем индивидуально с каждым партнером. Выезжаем на место, смотрим, все продумываем. Сразу говорим, что это непростой бизнес. Будут недовольные клиенты, перебои с вывозом мусорам — то машина сломалась, то дорогу занесло. Много моментов, которые заранее не просчитаешь. Та модель, которую мы сейчас применяем, не окончательная. Мы постоянно ее дорабатываем и вносим какие-то изменения.

- Какой объем инвестиций нужен предпринимателю, чтобы начать бизнес по вашей франшизе?

- Порядка 250 тыс. рублей. На эти деньги предприниматель приобретет грузовик (обычный самосвал "газик"), арендует помещение. Если машина у него уже есть, то все еще проще.

При заключении договора франчайзи-партнер выплачивает нам паушальный взнос 50 тыс. рублей. Пока эта небольшая сумма, когда система будет полностью отлажена, сумма паушарного взноса будет увеличена. Мы предоставляем право использовать нашу торговую марку, бизнес-модель, даем необходимую атрибутику — спецодежду, наклейки с нашими логотипами, проводим консультационную поддержку и сопровождение бизнеса на протяжении всего времени сотрудничества.

- Как вы контролируете работу франчайзи-партнеров?

- Абонентская плата клиентов, которых обслуживают наши партнеры, проходит через наш расчетно-кассовый центр. Он связан с сайтом нашей компании. Перечисляемые средства распределяются автоматически: часть денег идет нам, часть нашим партнерам. Еще какое-то количество денег уходит тем абонентам, которые помогли привлечь новых клиентов — у нас есть такая программа. Если клиент помог нам заключить договор со своим знакомым, он получает разовое вознаграждение и процент с абонентской платы привлеченного абонента ежемесячно. Это неплохая возможность для жителя получать дополнительный доход.

- Когда вы предлагаете сотрудничать с вами, о каких суммах прибыли ведете речь?

- В муниципалитетах, как правило, объемы мусора небольшие, начать зарабатывать сложно. Те предприниматели, которые идут поэтапно по нашей бизнес-модели чкрез пару месяцев получают рентабельность порядка 30%. Если говорить о конкретных суммах, то все зависит от количества абонентов, которое сможет подключить предприниматель. Для примера возьмем село Красногорское. Там у предпринимателя порядка 800 абонентов. Уровень доходов около 40-50 тыс. рублей в месяц чистыми. Для сельского предпринимателя, который развивает одно направление бизнеса, это очень хорошо.

Кроме абонентской платы мы предлагаем и другие виды заработка: мусор, который они получают, можно сдавать на вторичную переработку. Например, макулатуру, пластмассу. Мы заинтересованы в том, чтобы они сдавали нам либо другим предприятиям, которые будут заниматься мусоропереработкой. Мы даем их контакты, объясняем, как с ними сотрудничать.

Тот мусор, который уже отсортирован (макулатура, пластмасса, стекло), мы пытаемся перерабатывать. Пластмассу мы перерабатываем сами уже сейчас. Из нее мы делаем тротуарную плитку (смесь 80% песка и 20% пластика), можем делать и черепицу. Стекло мы отдаем на Новосибирский стекольный завод. Макулатуру мы храним у себя на складе для последующей переработки в строительный утеплитель.

Эковата, плитка, блоки

- Сколько плитки вы производите сейчас?

- В начале лета мы выпустили небольшую партию плитки. Часть у нас купили, часть мы увезли на АТР-2013 и использовали в оформлении площадки лагеря, часть лежит на складе. У нас производство готово к определенным объемам. Наша линия, на которой мы делаем плитку, может выпускать 50 кв. метров черепицы в сутки (черепицу мы пока не производили). До нового года планируем запустить серийное производство.

На тротуарную плитку спрос есть. На рынке сильная конкуренция. Цементная тротуарная плитка по качеству и долговечности хуже нашей (у нашей срок службы до 50 лет), но зато гораздо дешевле, поэтому многие предпочитают ее.

Мы планируем развивать еще одно направление производства — строительные блоки из полимеров и песка. Этот продукт — наша разработка и находится в стадии оформлении авторских прав.Из них можно строить жилые и нежилые помещения без клея, раствора и гвоздей. Они собираются, как пазлы. У нас есть чертежи и первые желающие приобрести такой стройматериал. Чтобы наладить серийное производство, нам нужно найти производителей пресс-форм. Мы предполагаем, что это производство будет более рентабельным, чем тротуарная плитка.

- В интервью вы часто рассказываете о проекте мусороперерабатывающего комплекса. Что это за проект?

- По проекту комплекс включает в себя несколько производственных линий — по переработке пластмассы, макулатуры и мусоросортировочную линию. Чертежи мусоросортировочной линии уже сделаны. Линию по переработке пластмассы мы приобрели и запустили. Еще мы планируем купить линию по переработке макулатуры.

- Одному из изданий вы говорили, что на организацию мусороперерабатывающего комплекса в Майме было потрачено 63 млн. рублей, а реализация вашего проекта обойдется в 5 млн. рублей. За счет чего такая разница? Или, может быть, у вас уже изменилась оценка объема инвестиций?

- Да, оценка немного изменились в связи с ростом инфляции и цен на металл, сейчас мы оцениваем проект в 6-7 млн. рублей. Комплекс в Майме строили по госзаказу. Там большие трехэтажные административные здания, хорошо оборудованный полигон, станции по очистке воды, газоны, тротуары и так далее. Оборудование закупали на Украине и в других регионах России. Это очень большой комплекс.

Наш проект малобюджетный, нам будет достаточно установить небольшой ангар. Сортировочную линию мы сможем собрать на одном из производственных предприятий Алтайского края — это будет набор транспортерных лент, по которым будет двигаться мусор, сотрудники будут его вручную сортировать. Линию по переработке макулатуры в строительный утеплитель эковату мы рассчитываем купить за 1,2 млн. рублей. Комплекс сможет принимать около 10 тыс. тонн мусора в год.

- Когда, по вашей оценке, этот комплекс заработает в полном объеме?

- Все зависит от того, как скоро мы сможем привлечь финансирование. Брать кредит в банке мы не хотим, потому что наш бизнес не настолько рентабельный, чтобы мы могли сказать: "Запустим производство и сразу рассчитаемся". Сейчас отрабатываются несколько направлений, откуда мы можем получить деньги. Возможно, это будет беспроцентный займ на срок до семи лет по программе финансирования социальных проектов фонда "Наше будущее". Если мы получим эту поддержку, то запустим комплекс в 2014 году. Если не получится, то будем искать инвестора, у нас уже есть предложения. Тогда запуск произойдет в 2016-2017 годах.

Нужна ассоциация

- В 2010 году многие предприниматели начинали бизнес в "мусорной" сфере, а потом закрылись. За счет чего вашему предприятию удалось выжить?

- Я не вкладывал все имеющиеся у меня ресурсы в этот бизнес. Многие мои знакомые брали кредиты отдавали все силы, не получали прибыль, закрывались с большими долгами и до сих пор не могут оправиться. Этих людей в чем-то обвиняют, хотя, мне кажется, нужно их поддержать, они начали хорошее дело.

У меня были другие направления деятельности, которые приносили мне доход. Занимаясь проблемой отходов, я не ставил во главу угла получение прибыли, в отличие от других предпринимателей. В данном случае для меня важнее результат, я хочу что-то после себя оставить, чтобы это было заметно не только на уровне нашего региона, но и на уровне всей страны. Для меня на первом этапе это вообще была больше социальная нагрузка, чем бизнес. Например, в 2010 году силами нашего предприятия за наш счет были разобраны четыре огромные несанкционированные свалки.

- Предприниматели из других районов рассказывали, что местные власти не давали им доступ к свалке, из-за этого они не могли нормально вести бизнес. У вас были такие проблемы?

- Я начинал работать на исторически сложившейся свалке, она не была зарегистрирована и никому не принадлежала. Комхоз отвозил туда мусор, трактором его задвигал. У моих сотрудников произошел конфликт с сотрудниками комхоза, которые собирали на полигоне металлолом. Комхоз поставил условие, что собирать бумагу и пластик сотрудники моего предприятия смогут только за деньги. Хотя полигон в то время не был оформлен и значился как исторически сложившийся. Ситуация начала меняться, когда я вышел на главу администрации района Виктора Коршунова.

Поэтому мы и создаем ассоциацию: для решения спорных ситуаций с местной властью, обмена опытом, по внесению изменинеий в законодательство. Бывают такие парадоксы: стоит в селе несанкционированный полигон, находится предприниматель, который хочет его благоустроить. Сразу набегают представители служб надзора и выписывают штрафы и предписания. Предприниматели часто отказываются от этой деятельности. По моему мнению, таких предпринимателей нужно поддерживать, давать им какие-то льготы, чтобы они могли работать.

Недавно я вернулся со стажировки в Швеции, которую выиграл на форуме АТР-2013. Я был воодушевлен и потрясен тем, как у них рационально организована работа с мусором. В Швеции мусорный бизнес рентабельный. Основную нагрузку по организации работы с отходами берут на себя муниципалитеты. Население у них более осознанно относится к организации сбора мусора, люди сортируют его у себя дома. Мы рассчитываем, что работа со школьниками в Алтайском районе, которую мы проводим уже несколько лет, поможет изменить ситуацию в лучшую сторону.

- На каком этапе сейчас находится создание ассоциации?

- Предприниматели из 20 муниципалитетов края дали согласие на то, чтобы вступить в нее. Это уже достаточно большое достижение для первого этапа. Мы сейчас выходим за пределы региона, общаемся с аналогичными объединениями в Кемеровской, Новосибирской областях для обмена опытом. Юридически объединение пока не зарегистрировано, потому что мы еще не определились с формой. Может быть, это будет СРО.

- Вы участвовали во многих программах господдержки, а также в форумах АТР и Селигер. Бытует мнение, что на эти мероприятия люди ездят тусоваться, а не развиваться. Вы согласны?

- Мое мышление как предпринимателя нового формата, который более масштабно смотрит на развитие бизнеса, сформировалось именно в этих поездках. Я видел там людей, которым 21-22 года, и они добились гораздо больше, чем я в свои 30 лет. Я задумался: может быть, я что-то делаю неправильно? Мои знакомые по сообществу молодых предпринимателей тоже ездят, чтобы получить опыт и знания. Это Сергей Рогачков, руководитель "Полигон 22", Константин Урванцев, руководитель "Мобильного планетария", Александр Губкин, который развивает "Дом.Клик" и так далее. Возможно есть и те, кто ездит тусоваться. Вопрос в том, каких результатов хочет сам человек. Кстати на последний "Селигер", я ездил за свой счет, потому что мне это было нужно.

Многие говорят, что молодые предприниматели только деньги бюджетные тратят. На самом деле это не совсем верное утвеждение. Многие мои знакомые молодые предприниматели участвуют в благотворительных акциях, берут на себя дополнительную социальную нагрузку, но не афишируют это.

- Сейчас многие говорят о стагнации в экономике. Индекс промпроизводства в крае падает. Вы ощущаете это на своем бизнесе?

- Я считаю, что проблема больше раздута. Кредиты в банках становятся все доступнее. На своем предприятии я вижу прогрессивное развитие, на предприятиях других отраслей — тоже. Это было бы невозможно, если бы была какая-то нестабильная ситуация в стране. Я думаю, что обвинять других в своих бедах — основная черта неудачников, так они оправдывают себя. Страна развивается, каких-то глобальных проблем я не вижу.

- Алтайский район после вашей работы становится хоть немного похож на Швецию?

- Наши люди еще к этому не совсем готовы. Есть те, кто понимает важность "мусорной" проблемы и начинает вносить свой вклад в ее решение. Некоторые требуют от меня результата, а сами при этом ничего не делают. Кто-то говорит, что у нас в этой сфере что-то изменить вообще невозможно. Трудно сказать, продвинулись мы или нет. Что-то у нас получилось, но вот раздельный сбор мусора в Алтайском районе пока не удалось внедрить. Мы отложили это. У нас есть несанкционированные свалки, потому что люди привыкли выбрасывать мусор, куда придется. Наша задача сначала просто приучить их бросать его, куда положено.

Справка

Александр Денюков родился 1 марта 1981 года в селе Солонешное. Учился в Бийском техникуме механической обработки древесины по специальности "Маркетолог" и в Бийском государственном педагогическом университете им. Шукшина по направлению "Технологии предпринимательства". Работал продавцом в магазине верхней одежды, затем управляющим этого магазина.

В 2005 году переехал в Белокуриху, хотел стать там предпринимателем. Чтобы наработать стаж и получить кредит в банке полгода отработал организатором досуга в одном из местных санаториев — делал развлекательные мероприятия, был их ведущим. Получив кредит 130 тыс. рублей, организовал лесопильное производство. Но возникли проблемы и предприятие пришлось закрыть. После этого занимался продажей недвижимости в Белокурихе.

В 2010 году переехал в Алтайское, там начал заниматься бизнесом, связанным с отходами, в 2012 году создал компанию "Глобэк". Участвовал в различных программах господдержки бизнеса. В 2010 году получил 58 тыс. рублей по программе самозанятости населения, добавил собственные деньги и купил два пресса для первичной переработки мусора. В 2012 году получил грант губернатора Алтайского края 750 тыс. рублей. На эти деньги с привлечением собственных средств купил линию по переработке пластика. Общий объем инвестиций в оборудование и помещение составил около 1,5 млн. рублей. Участвовал в форумах АТР, "Селигер", ШОС, Слет сельской молодежи и других. Впервые организовал процесс раздельного сбора мусора на АТР-2012.

Является резидентом Алтайского бизнес-инкубатора. Там размещается туристическая фирма Александра Денюкова, занимающаяся внутренним и зарубежным туризмом. Эта сфера ему близка, потому что он является инструктором по водному туризму и участвовал в управлении крупной туристической фирмы. Говорит, что сейчас этот бизнес развивается при его минимальном участии.

На предприятии "Глобэк" в настоящий момент работает пять человек. Франчайзи-партнеры "Глобэка" вывозят мусор из более чем 1,1 тыс. домохозяйств региона. Оборот предприятия по сравнению с 2011 годом вырос в четыре раза.

Алекандр Денюков входит в координационный совет Сообщества молодых предпринимателей. Создает ассоциацию предприятий в сфере обращения с отходами.

Хобби — активный отдых и спортом.

Факт

1165 мест несанкционнированного размещения бытовых отходов выявил в Алтайском крае Росприроднадзор в 2012-2013 годах.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость