ƒорогой наш кандидат. —пециальное расследование "— ": сколько потрат€т на выборы кандидаты в депутаты?

ѕобеда на выборах в краевое «аконодательное собрание может стоить кандидату не один миллион рублей. —колько и на что идут деньги кандидатов? ѕочему кандидаты не могут обойтись без черной кассы? ќб этом на услови€х анонимности нам рассказали эксперты - кандидаты в депутаты или работники штабов.

Ќа что нужны деньги?

1. "“оптать округ"

≈сли рассчитываешь на победу - начинай работать на округе за 6-12 мес€цев до начала выборов. Ёто общее правило всех избирательных кампаний, а саму работу опытные "политработники" называют словами "метить территорию" или "топтать округ".

"“опчет округ" кто как может.  то-то распростран€ет брошюры или листовки с полезными советами дл€ жителей. ƒругие открывают бесплатную юридическую консультацию. “ретьи (обычно это люди с деньгами) рассылают открытки или цветы к праздникам: 8 ћарта, ƒню учител€. ѕодарки дл€ ключевых структур или групп, способных повли€ть на результаты выборов (детские сады, советы ветеранов, школы, поликлиники), обход€тс€ будущему кандидату в 10-50 тыс€ч на одно заведение в округе.

ƒействующие депутаты могут сэкономить, если за врем€ депутатства помогли решить проблемы жителей и учреждений округа - пробили финансирование из бюджета, организовали асфальтирование стадиона или детской площадки, награждение передовиков производства краевыми наградами и т. п. ѕлюс депутаты имеют право бесплатно рассказывать о себе в —ћ». » этим, если заметили, они всегда активно пользуютс€.

2. ѕечатна€ агитпродукци€

Ќачались выборы - нужен "раздаточный" материал дл€ агитаторов. 15 тыс€ч листовок альбомного формата обойдутс€ в 10 тыс. рублей. „тобы заклеить округ агитлистовками, нужны: автомобиль (200 рублей за час), разносчики (по 600 рублей каждому за расклейку по округу). Ёто, правда, минимальные расценки.

3. Ќаружна€ реклама

Ќа "наружку" до недавнего времени действовали "двойные тарифы". “ак, по некоторым данным, на прошлых довыборах в крайсовет модуль стоил дл€ одних кандидатов 30 тыс€ч, дл€ других 50. —егодн€ размещение трассового модул€ стоит 25-30 тыс. рублей.

≈сли кандидат захочет сэкономить, он может разместить баннеры на балконах домов. »х изготовление стоит 700-800 рублей, оптом - 600. Ќеобходимо позаботитьс€ и о заключении договора с жильцами о размещении.

4. –абота штаба

Ќа оплату работы штаба нужна сумма не меньше избирательного фонда - около 600 тыс€ч. ≈сли же кандидат неизвестен, нужно гораздо больше - в три-п€ть раз. ¬се это идет на оплату аренды офиса, телефонные звонки, зарплату начальнику штаба и агитаторам.

5. јгитаци€ в —ћ»

Ќа агитацию в —ћ» хватает избирательного фонда, если не использовать телевидение. —тать€ в газете стоит 50-60 тыс€ч - и это только за публикацию. “елевидение на выборах в  «— используетс€ реже. Ќекоторые пиарщики считают, что на местных выборах это не оправданно.

6. јкции

ѕесни, пл€ски и прочие акции на пор€док эффективнее раздачи печатной продукции, наружной рекламы и прочего. —амое дешевое - провести пикет с раздачей листовок. Ќа трехчасовой пикет кандидат может потратить около 4000 рублей. ¬ целом же проведение акций очень дорогое меропри€тие.

7. ћесто в списке

«а место плат€т, конечно, только те, кто идет в краевой парламент по партийным спискам, и то не все. –аскрученным кандидатам раскошеливатьс€ нет необходимости, напротив - само их присутствие в списке положительно вли€ет на результат. ƒеньги, внесенные кандидатом-списочником, идут на оплату работы штаба и всей кампании. ≈сли в первой дес€тке списка есть крупный бизнесмен, скорее всего это спонсор. "ѕроходное" место в списке может доходить до 7 млн. руб.

8. ѕодкуп избирателей

Ёто, конечно, дело абсолютно незаконное, но, к сожалению, многие "денежные мешки" его используют. „аще подкупают не деньгами: мен€ют двери в подъездах жителей округа, асфальтируют спортплощадку, высаживают деревца, дар€т торты директору и учител€м школы, в которой находитс€ избирательный участок. Ќа довыборах в крайсовет известны такие расценки: 50 рублей перед голосованием, 50 рублей - после. Ѕудет ли такое на нынешних выборах, можно только гадать.

»того: на проведение эффективной избирательной кампании кандидату-одномандатнику требуетс€ 10-15 млн. рублей.

ƒействующему депутату, который все четыре года работал на округе и опираетс€ на административный ресурс, кампани€ обойдетс€ дешевле, но чаще его затраты все равно будут не менее 3 миллионов. ≈сли же округ сельский, кандидату предсто€т меньшие затраты - от миллиона рублей. Ќо многое зависит и от соперников на округе. —амые большие деньги трат€тс€ против "авторитета" - известного или хорошо раскрученного кандидата. Ѕюджет в таких случа€х вырастает в несколько раз.

ѕарламентска€ парти€, дл€ того чтобы пройти в «аксобрание, должна затратить около 10 млн. рублей за место.

Ѕуква закона

«аконом установлены предельные суммы, которые кандидат или парти€ могут потратить на избирательную кампанию. ќговорено и то, откуда и в каких размерах они могут поступать, объ€снила »рина јкимова, секретарь »збирательной комиссии јлтайского кра€.

 андидат-одномандатник

»збирательный фонд - не более 635 тыс€ч рублей.

 ак формируетс€ фонд. —обственные средства кандидата - не более 50% от предельной суммы. ≈сли кандидата выдвинула политическа€ парти€, то в фонд может поступить не более 50% от партии. ƒобровольные пожертвовани€ юридических лиц - не более 50%, пожертвовани€ граждан - не более 5% от суммы.

«алог. 95355 рублей.

ѕолитическа€ парти€

»збирательный фонд партии, выдвинувшей краевые списки кандидатов, - не более 12 млн. 714 тыс€ч 30 рублей.

 ак формируетс€ фонд. —обственные средства избирательного объединени€ - не более 50% от предельного размера расходовани€ средств. ƒобровольные пожертвовани€ юридических лиц - не более 3,5% (на одно юрлицо). ƒобровольные пожертвовани€ граждан - не более 0,07% (на одного человека).

«алог. 1 млн. 907 тыс€ч 104 рубл€. Ќа этих выборах никто залог не вносил.

¬ыборы по-черному

ќдин из наших экспертов утверждает: законодательство у нас настолько жесткое, что оно просто толкает на использование кандидатами "черной" кассы. ѕо закону через официальные счета надо оплачивать все, даже аренду транспорта, а расценки с каждым годом растут. Ќу, сами посудите: больша€ стать€ в газете стоит порой 60-65 тыс€ч рублей (а оплата газетных публикаций идет только по официальным каналам). Ќапечатай какой-нибудь одномандатник дес€ток статей - вот и весь фонд вышел. ј еще надо оплатить листовки, буклеты и прочее.

—оотношение "черной" и "белой" касс у всех разное. Ѕывает, что работают почти полностью легально: "Ќа недавних довыборах мы все оплачивали официально, не прошла через отчетность только раздача спирта ветеранам на праздник, - по€снил нам один из помощников кандидата. - Ќо и результат был никакой: кандидат не только не прошел, но и зан€л одно из последних мест по числу голосов".

Ќазывают следующие соотношени€ "белой" и "черной" касс: 30 на 70, 20 на 80 и даже 5 на 95.

ѕо белому оплачиваютс€: реклама в —ћ», наружна€ реклама, официальный штаб, печатна€ агитпродукци€. ¬прочем, нередко делают так: оплачивают из избирательного фонда 1000 листовок, затем тираж допечатывают до 50000, и за дополнительный тираж деньги идут из "черной" кассы.

»з "черной" кассы оплачиваютс€: работа агитаторов, разносчиков агитпродукции, бензин, предварительна€ работа на округе (подарки), работа наблюдателей.

‘авориты и романтики

Ќаши эксперты выделили несколько категорий кандидатов. ¬ зависимости от их намерений и строитс€ вс€ кампани€. —оответствует этому и сумма потраченных денег.

‘авориты гонки бьютс€ за первое место. ” них огромные бюджеты и все, что требуетс€ дл€ победы, по максимуму: штаб, приглашенные пиарщики, юристы, вал агитпродукции, бригады расклейщиков и чистильщиков, встречи с избирател€ми, публичные акции, меценатство на округе. Ётот тип кандидата максимально расходует и "белый", и "черный" фонд.

–омантики, как правило, надеютс€ выехать на бренде партии или собственном статусе (который они иногда неверно оценивают). –омантик, скорее всего, истратит не больше 100 тыс€ч. ќн печатает листовки, сам их раздает, заказывает рекламу в газете, некоторые их них "топчут округ".

—пойлер не тратит деньги на предвыборную агитацию, потому что его задача - отнимать голоса у веро€тных фаворитов гонки. Ёто человек с фамилией (а иногда и с именем-отчеством), похожей на фамилию конкурента своего заказчика-кандидата (как два ћакаровых, јбрамова и јбрамава). ќн работает за деньги заказчика.

ƒублер также не тратит деньги, не работает на округе, его цель - создает видимость конкуренции. ќн нужен одному из основных кандидатов на победу: тот уговаривает всех соперников сн€ть свои кандидатуры (недавно одному их таких "соперников" предлагали за сн€тие кандидатуры 1 млн. рублей) и "конкурирует" только с дублером.

 ак организовать сбор денег?

≈сть несколько типов кандидатов по способу сбора денег.

 андидат-олигарх (крупный предприниматель). ” него есть свой капитал. ≈му на помощь приходит "неучтенка", котора€ накапливаетс€ там, где есть живые деньги (торговл€, в том числе бензином, ресторанный бизнес, автосто€нки и пр.). ќн может себе позволить потратить 10-15 миллионов на избирательную кампанию - не обеднеет.

 андидат-команда. ќн не имеет больших личных капиталов и своих средств на выборы практически не вкладывает. Ќа проведение его кампании "сбрасываютс€" несколько предпри€тий и (или) предпринимателей, они же зачастую и уговаривают его пойти на выборы.

 андидаты - представители среднего бизнеса. ¬кладывают свои средства, но кампани€ получаетс€ малобюджетна€, и они ограничиваютс€ суммами, в два-три раза превышающими избирательный фонд. Ўансы попасть в «аксобрание у них невелики.

 андидаты-политики. ѕытаютс€ за€вить о себе и своей позиции. »х, как правило, финансирует мелкий и средний бизнес, недовольный действи€ми олигархов.  андидат рассылает письма, а еще чаще - лично просит знакомых бизнесменов, они и перевод€т на его избирательный счет от 3 тыс€ч рублей и выше.

 андидаты- партийцы. ќбъ€вл€ют сбор средств среди членов своей партии.

ћалобюджетна€ кампани€

ћожно ли победить на выборах, если нет денег? ≈динственный выход - агитаци€ по технологии "от двери к двери" на прот€жении всей кампании. ≈сть примеры на выборах в Ѕарнаульскую городскую ƒуму, когда кандидаты побеждали "ногами", хот€ без добровольных помощников-агитаторов достичь результата крайне трудно.

ƒруга€ малобюджетна€ схема подходит только в том случае, если кандидат известный и уважаемый во всех ключевых группах, которые могут вли€ть на результаты выборов. “акой кандидат ограничиваетс€ небольшим числом публикаций в —ћ», нечастыми встречами, выступлени€ми перед показом кинофильмов. —рабатывает, если нет противодействи€ административного ресурса.

»звестен факт, когда человек потратил тыс€чу рублей на кампанию и победил. Ќо это скорее исключение, чем правило.

ѕерсонажи выборов

—пичрайтер

„то делает? ѕишет тексты дл€ кампании.

 то это? ∆урналисты, пиарщики, преподаватели вузов, а порой все, кто может держать ручку и складывать буквы в слова.

√де обитает? ћежду монитором и клавиатурой.

—колько зарабатывает? ќт 10 до 100 тыс€ч рублей за кампанию. Ќормальна€ оплата - 5-10 тыс€ч за четыре странички текста.

„ем рискует? –епутацией. ƒеньгами (некоторые кандидаты "забывают" заплатить).

—борщик подписей

„то делает? —обирает подписи дл€ регистрации кандидата.

 то это? ѕенсионеры, студенты, бывшие педагоги и люди, которые прошли закалку сетевым маркетингом.

√де обитает? ¬ подъездах многоквартирных домов.

—колько зарабатывает? 25-30 руб. за подпись.

„ем рискует? Ќаткнутьс€ на конкурирующих сборщиков или нело€льных жильцов.

јгитатор

„то делает? ”частвует в митингах, расклеивает, раздает листовки, а также уничтожает чужую агитационную продукцию.

 то это? ѕереквалифицировавшиес€ сборщики подписей. Ћучшие агитаторы - учительницы предпенсионного возраста. Ќо чаще всего в агитаторы идут студенты.

√де обитает? ќколо крупных супермаркетов, вузов, в местах максимального людского трафика.

—колько зарабатывает? 4-8 тыс€ч рублей за кампанию.

„ем рискует? «доровьем (особенно зимой и при столкновении с агитаторами соперника); деньгами (знаем кандидата, который регул€рно "кидает" своих агитаторов).

Ѕригадир

„то делает? –уководит сетью агитаторов (до 30 человек).

 то это? Ћюди с организаторским опытом. Ќередко - бывшие агитаторы.

√де обитает?  ак и агитаторы - в "поле".

—колько зарабатывает? 12-24 тыс€чи за кампанию.

„ем рискует? “ем же, что и агитатор.

ёрист

„то делает?  онсультирует. ¬ рамках нового закона о выборах роль юриста заметно выросла.

 то это? ёрисконсульты, адвокаты.

√де обитает? Ќа обычном рабочем месте: там же, где был до выборов.

—колько зарабатывает? ќт 50 тыс€ч рублей за кампанию.

„ем рискует? –епутацией, если не сможет разобратьс€ во всех подводных камн€х нового законодательства.

ѕолитконсультант

„то делает?  онсультирует, пишет программу избирательной кампании.

 то это? "ќпытные бойцы", прошедшие несколько избирательных кампаний.

√де обитает? “ам же, где и спичрайтер.

—колько зарабатывает? ќт 20 до 300 тыс€ч - в зависимости от квалификации и уровн€ выборов.

„ем рискует? «арплатой. ћожет остатьс€ без части денег, если кандидат проиграет.

„то делает? –уководит избирательным процессом.

 то это? ѕолиттехнологи, заместители руководителей предпри€тий, бывшие кадры партхозактива.

√де обитает? ¬ штабе (штаб партии, временный арендованный офис кандидата).

—колько зарабатывает? ћестные - 100-125 тыс€ч, приезжие - до 1,5 млн. рублей. »ногда в случае победы начальник штаба и вс€ основна€ команда получает доплату в 100%.

„ем рискует? “ем же, чем и политконсультант.

—понсор

„то делает? ‘инансирует предвыборную кампанию

 то это? –уководители крупных предпри€тий.

√де обитает? ¬ офисах; на задних сидень€х Toyota Land Cruiser или Camry.

—колько зарабатывает? ѕрибыль получает в "натуральной" форме: необходимых дл€ его бизнеса законах, поправках, субсиди€х, которые "проталкивает" профинансированный им депутат. »звестны случаи, когда затраты на вход в крайсовет многократно окупились.

„ем рискует? ѕоследстви€ми. Ёкономические - потер€ денег в случае проигрыша кандидата, политические - если профинансирует неправильную партию.

ќт редакции

ѕобедить на выборах совсем без денег, наверное, не может ни один кандидат в депутаты ни в одной стране мира. ¬опрос - на что они трат€тс€. Ћет дес€ть назад один политконсультант учил будущих работников штаба: "¬аша задача - "продать" кандидата максимальному числу избирателей".  онсультант, провод€ аналогию между продвижением товаров и агиткампанией, имел в виду убеждение избирателей.

Ќо сегодн€ иные кандидаты пон€ли эти важные принципы с точностью до наоборот. ƒа, надо информировать избирателей о своей программе и о себе, но задача понравитьс€ избирател€м - не главное. √лавное - надо ими манипулировать, а в случае необходимости - купить голоса или место в списке.

 то-то, наверное, скажет: "¬от она, ваша демократи€! Ќа хрена нам такие выборы?" Ќо только причем тут демократи€? √де она? ƒл€ борьбы с коррупцией в демократическом обществе есть инструменты: независимые сильные —ћ», независимый суд и желание политических лидеров. ѕохоже, чего-то из этого в нашем обществе остро не хватает.


ѕравила комментировани€

”важаемые читатели! »з-за частых атак спамеров на altapress.ru работает обновленна€ система защиты. Ќекоторые комментарии по своему усмотрению она отправл€ет на модерирование, из-за чего они могут сразу не отображатьс€ на сайте. Ќо после проверки все отложенные записи публикуютс€. Ѕлагодарим за понимание.

–едакци€ оставл€ет за собой право удал€ть комментарии: содержащие мат и грубые оскорблени€, нарушающие в той или иной степени честь и достоинство других лиц, содержащие угрозы, призывы к свержению власти; разжигающие межнациональную, религиозную и др. ненависть, а также другие комментарии, противоречащие  онституции или каким-либо образом нарушающие положени€ законодательства –‘, содержащие ссылки на сторонние ресурсы, Ђзасор€ющиеї ветку обсуждений.

Ќовости партнеров