Академичная тема федеративного устройства государства в последнее время стала скандальной — разговоры об этом иные политики готовы приравнять к сепаратизму. Однако России рано или поздно придется обустраивать жизнь на началах федерализма, считает политолог и редактор журнала "Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре".
Мы живем в государстве, которое называется Российской Федерацией, но за исключением названия у нас практически нельзя найти признаков федерализма. Абсолютно не вписываясь в отечественную модель авторитаризма, федерализм предстает чем-то напоминающим игривую виньетку, приятно, но бессмысленно украшающую угрюмое сооружение "вертикали власти".
Федерализм был придуман, чтобы обеспечить эффективное рассредоточение власти, препятствовать злоупотреблению власти, стягиванию ее в одну точку. Но федерализм можно использовать, игнорируя это его базовое предназначение.
Например, федерализмом можно наказывать, как наказали в 1945 году Германию. Наиболее энергичными поборниками федеративного устройства этой страны выступали французы, которые никогда не знали федерализма. Им казалось: если в границах опасного соседа принудительно рассредоточить власть, то он больше не учинит ни одной мировой войны, федеративная Германия будет смирной и слабой.
Эта ассоциация: "слабость" и "федерализм" — очень стойко держится в мозгах у политической элиты. Однако в современном мире федеральное государство создает для меньшинств зоны, где они чувствует себя как большинство. А РФ остается страной, где национальные меньшинства составляют около 20% населения. Или мы их будем уважать, или у нас будут неприятности.
Опасен ли этнический федерализм? Безусловно. Он снабжает этнические группы элементами собственной государственности, дает им президентов, конституцию, парламенты, флаг, гимн. И в стрессовые периоды это может послужить основной, чтобы увлекшееся меньшинство захотело бы начать собственное государственное существование.
Сосредоточиваясь на защите этнических меньшинств, мы рискуем создать этнические клановые режимы — режимы очень несимпатичные.
Немного статистики. К национально-территориальным федерациям на протяжении XX и начала XXI века относились 18 государств. Из них восемь развалились совсем, пять централизовались (и матушка-Россия среди них), одна управляется ООН: Босния и Герцеговина, где народы разругались до такой степени, что сами поддерживать федеративный порядок не в состоянии. Лишь четыре страны совмещают этнофедерализм с демократией: Бельгия, Индия, Канада и Испания. Все они переживают стрессы той или иной степени тяжести в связи со своим федеративным устройством и многонациональным составом.
Это — аргумент против российского этнического федерализма. Но есть и аргументы за.
Возьмем пример Канады. Квебек все время был ее головной болью. В 1960-е годы националисты прочно обосновались у власти в Квебеке и объявили себя "белыми неграми" — в том смысле, что их угнетают, как негров в США, и надо как можно скорее отделиться.
И тогда был объявлен референдум. При этом индейцы Квебека и англоязычные муниципалитеты провинции сказали, что не перейдут под другую юрисдикцию. Там пахло Югославией. В провинции прошел референдум, и лишь 50 тыс. голосов при 4,5 млн. избирателей решили вопрос в пользу сохранения единства.
Чего требовали квебекцы? Дать им статус особого общества. Они требовали защиты франкоговорящего меньшинства. Канада упиралась, но сегодня провинция получила этот статус, она по многим линиям может проводить особую политику. И острота вопроса спала. В этом секрет канадского успокоения.
В России федерализм — спящий институт. Что произойдет, когда он проснется? В нынешних условиях ничего хорошего. Федерализмпредставляет собой площадку непрерывно идущего торга между столичными и местными элитами. И первейшим его условием выступает само наличие региональной политической элиты как самостоятельной и дееспособной силы. А в стране нет нормальных партий, гражданского общества и нормальной прессы — всей той инфраструктуры, которая поддерживает федерализм.
Может, тогда его похоронить, пока не поздно? Но похоронить его нельзя, имея 20% национальных меньшинств, — для многонациональной России федерализм неизбежен. Значит, нужно искать, как его совершенствовать.
Федерация — это вынужденная мера, прописанная для сложносоставных обществ, которые намерены жить дальше вместе. Его предназначение — не в том, чтобы жизнь стала райской, а в том, чтобы она не превратилась в ад.
Самое важное - в нашем Telegram-канале