Политика

Муниципалитеты не должны заниматься бизнесом

Леонид Гункевич, один из лидеров "Деловой России".
Леонид Гункевич, один из лидеров "Деловой России".

Один из лидеров "Деловой России" опубликовал на сайте организации концепцию оптимального взаимодействия муниципалитетов с инвесторами:

Ни для кого не секрет, что на федеральном и региональном уровне идет активная работа по улучшению инвестиционного климата территорий: разработаны инвестиционные стандарты, "дорожные карты", проведена апробация национального рейтинга, — вопрос определенно поставлен во главу угла. Однако становится все очевиднее, что многие реальные проблемы находятся на уровнях "ниже" — в муниципалитетах. Именно там инвестор по факту ведет деятельность и сталкивается со многими сложностями и барьерами.

Поэтому предпринимательское сообщество все чаще выступает за то, чтобы проблемы ведения бизнеса решались в контексте задач совершенствования системы местного самоуправления и качественного улучшения работы администраций муниципальных образований. Причем акценты расставляются таким образом: наиболее важно не формальное выполнение обязанностей, а реальное желание и возможность помочь бизнесу, адекватно сопровождая его деятельность на каждом этапе. Разумеется, каждый муниципалитет имеет свои особенности, но вместе с тем практически у всех есть проблемы системного характера — общие для всех.

Согласно Европейской хартии 1985 года (которую наша страна также подписывала) муниципальная власть отделена от государства. Именно этим положением заложены основные принципы демократии и самоуправления. Но это не означает, что закон для местных органов власти не писан и они могут делать все, что захотят. Существует достаточно инструментов, позволяющих встроить муниципальную власть в общую систему. И прежде всего, на наш взгляд, это разработка инвестстандартов.

Создание и внедрение стандартов обяжет муниципалитеты раскрывать информацию, детализировать ее, доводить до каждого заинтересованного лица. Например, рассмотрим ситуацию с земельными участками. Давно сложился парадокс: земли в России много, но ее нет. То есть земля как бы есть, но часто даже в муниципалитете не имеют полной картины — в чьей она собственности, где и какие находятся инженерные сети и коммуникации, к какой категории относится участок. Необходимо, чтобы вся информация по ним была открыта. Дальше больше: муниципалитеты часто становятся этакими "собаками на сене". Даже при жестком дефиците земель в обороте они продолжают отказываться в достаточной мере межевать их и готовить к вовлечению; медленно и печально меняют границы городских образований и привлекают новые земельные участки.

Еще один связанный аспект: вмененная обязанность по наличию у муниципалитета генерального плана развития формально выполнена, но почему бы не пойти дальше и не разработать такой документ, где было бы четко отражено, что планируется построить на том или ином участке, вплоть до конкретного проекта? И тогда будет не важно, кто владеет землей, — все будут знать, что здесь в перспективе будет жилой микрорайон, а здесь — промзона. Это даст возможность другим предпринимателям принимать решения о развитии своего бизнеса.

В идеале все должно выглядеть так. Есть инвестор. Он хочет реализовать проект. Для принятия решения ему необходимо зайти на инвестиционный портал региона и получить весь необходимый объем информации. Причем информация должна постоянно обновляться. И отвечать за это должны муниципалитеты, заинтересованные в том, чтобы об их территории узнали и пришли к ним. И существующей практикой инвестпаспорта здесь не справиться. И формальный подход с отписками тоже не поможет. Скорее всего, для этого потребуются специалисты, которых пока на местах попросту нет, но учитывая, что мероприятие это не разовое, есть смысл говорить и о подготовке кадров. А руководить этими специалистами должны не просто "крепкие хозяйственники", а люди с внутренней моральной ответственностью, которым будет стыдно и обидно, что инвестиции к ним не идут.

Мы хотим через разработку и внедрение муниципальных инвестстандартов улучшить инвестклимат. Создание подобных стандартов — это благо как для бизнеса, так и для муниципалитетов. Эффективность внедрения будет проверяться через рейтинги муниципального инвестиционного климата. То есть по заданным параметрам можно будет сразу понять и дать оценку, насколько эффективно работает местная власть.

Мы готовы прописать все, что должны делать муниципалитеты и федеральные органы власти на местах, ресурсоснабжающие организации, региональные власти. А также оценить степень их взаимодействия. Тогда и получится полная картина, позволяющая делать выводы, определить проблемные точки и на их основе принимать управленческие кадровые решения.

Муниципалитет не должен заниматься бизнесом. Это главное. Чиновники должны создавать условия для развития бизнеса и минимизировать участие МУПов и различной формы "дочек" администрации на рынке.

Те инициативы и проекты по созданию муниципального инвестстандарта по изменению практики управления, подходов к администрированию, по расширению полномочий местной власти, с которыми выступает "Деловая Россия", это не очередные рекомендательные документы — это практическое руководство к действию.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость