Политика

40% событий происходят, чтобы о них рассказали

Григорий Тульчинский, доктор философских наук.
Григорий Тульчинский, доктор философских наук.

В Алтайском гос­университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция "Российский политический процесс в региональном измерении". В рамках конференции состоялась публичная лекция доктора философских наук, профессора кафедры прикладной политологии Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ. Он рассказал о феномене информационных войн и поделился своим взглядом на происходящее в России и на Украине:

Информационные войны сегодня — не только феномен жизни общества, но и некий концепт, с помощью которого можно попытаться объяснить происходящее. Мы живем в довольно специфическом, информационном обществе. Есть статистика: из той информации, которая циркулирует в медиа, журналистами собрано не более 40%. Остальную инициировали или предоставили. Больше 40% событий, о которых сообщается в медиа, происходят только для того, чтобы о них рассказали. Это и есть информационное общество. И в этом обществе наиболее эффективны информационные войны, уже даже описаны их динамика и технологии.

Можно говорить как минимум о двух видах информационных войн. Первый уровень — действия, направленные на разрушение информационной инфраструктуры. Есть исследования, которые говорят, что "обнулить" США, уничтожить всю информационную инфраструктуру можно за $ 15 млрд. и два с половиной года, Россию — за год и $ 5,7 млрд. Информационные войны второго уровня — воздействие на сознание, мне очень нравится опеределение "смысловые войны". Это очень похоже на пропаганду, но пропаганда — игра в одни ворота, а у информационных войн есть как минимум два участника, правда, их не всегда можно выделить, не всегда ясны их интересы и конечные цели.

В отличие от пропаганды войны преследуют конкретную цель и имеют ограниченный во времени характер. Сутью информационных войн является интерпретация — кто кому чего припишет и насколько это приписывание будет убедительным. Во многом информационная война — вой­на интерпретаций. Ей также характерна неожиданная эффективность общеизвестного, его новое позиционирование, которое стимулирует принятие решения третьими лицами или демонстрирует, что решение зреет, а то и принято. Такая ситуация, похоже, была в случае с Юрием Лужковым. Почему вдруг у президента открылись глаза? Утрате доверия предшествовала массированная информационная атака в СМИ. Также хороший пример в этом плане — Ливия. Что, никто не знал, кто такой Каддафи, никто не знал особенностей его управления страной? Но почему-то вдруг у всех открылись глаза, и европейские политики сказали слова, которые обратно взять было нельзя, и нужно было начинать действовать. Возбуждение третьего, который должен произнести слова или совершить действия, необходимые инициаторам войны, — вот одна из целей таких атак.

Если рассмотреть сегодняшнюю политическую ситуацию в России с этой точки зрения, можно увидеть много интересного. Исходим из того, что правящий политический класс хочет остаться при власти. Экономика в рецессии, а для того чтобы остаться у власти, бюджет как-то надо наполнять.

В состоянии рецессии и из-за некоторых особенностей нашей экономики сделать это можно только за счет опускания рубля. От падения рубля выигрывают экспортеры. Кто это, хорошо известно — ТЭК, металлы, лес, полезные ископаемые. Поэтому даже падение цен на нефть способствует наполнению бюджета.

В результате деньги в казну поступают. Но взлетают цены, галопирует инфляция, это чревато непростыми социальными последствиями.

Главной задачей становится "закрывание" страны (для сохранения власти и экономики). Но желательно сделать так, чтобы нас обидели, а мы обиделись. Я не говорю про занавес, но нужно, чтобы дверью как-то хлопнули.

Дальше — технология. Надо занимать информационное пространство, вытесняя социальные проблемы из повестки дня. Сформировать образ врага. Перевести стрелку ответственности за происходящее в стране. В этом смысле грех было не воспользоваться тем, что происходило в Киеве. Ничего личного — символическая политика.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость