Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Малыши кинопоказа. Как живут большие экраны маленьких алтайских предприятий

20 ноября в Новоалтайске впервые за многие годы снова появился кинотеатр. Барнаульцу сложно оценить масштаб этого события: ему давно трудно представить, что возможности пойти в кино может и не быть. В краевом центре работает четыре кинотеатра только одной сети "Киномир", на подходе комплекс с залом IMAX. Но в большинстве других алтайских городов хорошо, если работает хотя бы один кинотеатр. Как живет этот параллельный мир несетевого кинопоказа?

Кинотеатр "Ракета" в Новоалтайске.
Кинотеатр "Ракета" в Новоалтайске.
Анна Зайкова

Кинотеатр в Новоалтайске называется "Ракета", площадь под него арендовали в торговом центре. Открыл "Ракету" предприниматель Дмитрий Безруков. В кинотеатре три зала: "Сатурн" и "Марс" на 55 мест, "Юпитер" на 110. Все три "планеты" для зрителя ничем не отличаются от барнаульских залов "Киномира", попкорн и газировка тоже такие же. Но средняя цена билета немного ниже: она варьируется от 80 до 200 рублей. Оборудование позволяет показывать фильмы в формате 3D.

"В Новоалтайске раньше был кинотеатр “Космос”. Здание есть и сегодня, но фильмов там нет с 90-х годов. Отчасти поэтому и выбрали этот город для запуска, — объясняет Дмитрий Безруков. — К тому же именно здесь удалось найти нужное помещение. Далеко не каждое подходит для размещения кинотеатра даже просто по высоте потолка — она должна быть не менее 6 метров".

На реализацию проекта ушло в два раза больше времени, чем планировал инициатор: два года. По словам предпринимателя, инвестиции в проект составили более 10 млн. рублей. Безруков не рассчитывает, что они окупятся раньше чем через 10 лет, — тем более с учетом нынешней экономической ситуации и курса валют. Однако кино — не основной вид деятельности учредителя новоалтайского кинотеатра, поэтому реализовать личный интерес к этой сфере ему важнее, чем скорый возврат вложений.

Это не первая проба в кино у Безрукова: поначалу была попытка запустить подобное предприятие в Павловске. Сам он не комментирует этот опыт, однако в администрации поселка уточнили: под кинотеатр выкупили здание, назывался он так же — "Ракета", был примерно на 300 мест. Открылся в 2011 году, закрылся к 2013-му.

"В Павловске небольшая численность населения, поэтому, вероятно, и не получилось, — предполагает Яков Кац, директор сети “Киномир”. — Чтобы кинотеатр был рентабелен, население должно составлять от 50 тыс. человек (население Павловска в два раза меньше. — Прим. ред.)".

Последняя "Звезда", последняя "Заря"

Население Камня-на-Оби немного недотягивает до 50 тыс. человек. Единственный работающий там кинотеатр разделяет новоалтайскую тематику космоса в названии: "Звезда". Как писала газета "Каменские известия" в 2012 году, раньше в этом городе было четыре таких заведения, которые пользовались успехом. Сегодня им не может похвастаться и один кинозал.

В 2012 году предприниматель Руслан Епихин снабдил "Звезду" новым цифровым оборудованием и заново открыл для зрителей. Но в зале оставались проблемы с отоплением и ремонтом. Епихин заявлял "Каменским известиям", что в течение ближайших 5 лет будет директором "Звезды" и все исправит. В итоге вскоре он продал бизнес Виктории Третьяковой. По ее словам, "Звезда" сегодня не приносит прибыли: редко бывает, чтобы ее единственный зал наполнялся даже наполовину.

Систему отопления в "Звезде" так и не заменили. Это стоит около 0,5 млн. рублей, и нынешняя владелица не считает, что такие вложения себя окупят. Третьякова говорит, что залы хорошо отапливаются электрообогревателями, а низкий интерес к своему кинотеатру видит в невысоком уровне образованности населения. Однако она же замечает, что многие каменцы ездят в кино в Барнаул, вместо того чтобы посещать "Звезду".

Помимо отсутствия ажиотажа со стороны населения, Виктория Третьякова констатирует и небольшой интерес со стороны кинопрокатчиков. Еще ее предшественник отмечал, что в партнеры охотно берут кинотеатры в городах с населением не менее 200 тыс. человек — там, где высокие сборы.

"Некоторые компании с нами вообще не сотрудничают: например, Universal pictures и “Каро фильм”, — говорит руководитель “Звезды”. — Их планка по количеству прокатов для нас слишком высока. Кинодистрибьюторы берут предоплату не менее 100–200 тыс. рублей за прокат одного фильма. Также у всех условием является минимальная цена билета. Вот на вторую часть “Горько” она не должна была быть менее 150 рублей. С нами работают 20th Century Fox, Warner Brothers, “Централ партнершип” и другие. Но этой осенью хорошие премьеры выходили как раз у тех компаний, с которыми мы не работаем. Приходилось их заменять другими фильмами. Нашему народу это тоже не всегда нравится".

Виктория Третьякова называет себя "киношником" в третьем поколении: еще ее дед был киномехаником, сама она по образованию киноинженер и управляла кинотеатрами в Новосибирске. Но предпринимательница признается, что не знает, сколько еще продлится ее вдохновение. У энтузиастов, пытавшихся реанимировать единственный кинотеатр "Заря" в Заринске, его надолго не хватало: сегодня фильмы на большом экране в этом городе смотреть негде.

Опера в ассортименте

Владельцы алтайских кинотеатров в один голос утверждают, что привычка ходить в кино — одна из ступеней культурной эволюции жителей города, на которую не везде могут подняться. В пример приводят то, что походу в кино многие предпочитают поход в бар. Однако барнаульским жителям ничто не мешает сидеть с пивом в самых продвинутых кинозалах. А фильмы с претензией на интеллектуальность везде пользуются в разы меньшим спросом, чем блокбастеры.

Поэтому на последние и делают упор почти все кинотеатры, а маленькие и расположенные особняком — тем более.

"Так как наш кинотеатр небольшой, мы не можем позволить себе очень большой репертуар фильмов, поэтому в прокат берутся самые популярные, — рассказал Сергей Санкин, арт-директор барнаульского кинотеатра “Матрица”. — У нас небольшой, можно сказать, семейный кинотеатр, который ориентирован в основном на проживающих в районе, где он расположен. Работаем совместно с парком “Эдельвейс”. Естественно, проходимость у нас не как в крупных ТРЦ или крупных кинотеатрах, в которых помимо кино есть еще много всего интересного. Заполняемость залов у нас не 100%, свободные места есть практически всегда. Но для зрителей это плюс, так как если в других кинотеатрах нет хороших мест или нет мест вообще, то приезжают к нам — у нас места найдутся практически всегда".

Что-то альтернативное в афише может себе позволить только тот, у кого есть другой источник дохода. Например, Дмитрий Безруков не планирует ограничиваться только кассовыми фильмами. Он серьезно настроен предложить новоалтайцам также оперу и балет.

"У нас заработает киноклуб, где мы станем показывать немассовое художественное кино, а также документальные фильмы о музеях, балете и другие фильмы на темы из сферы культуры, — сообщил предприниматель. — Для этого планируем договариваться как с местными культурными учреждениями, так и с другими организациями. Например, компания “Нева-фильм” занимается нестандартным контентом для кинотеатров, и мы намерены с ней сотрудничать. Она предлагает к показу классические концерты в 3D-формате, прямые трансляции оперы и балета; образовательные программы для детей среднего возраста. Будем договариваться со школами, чтобы детей можно было организованно доставлять на такие сеансы".

"Премьера" без премьер

Наиболее яркий оплот киноандеграунда в крае сегодня сосредоточен в самом неожиданном месте: в барнаульском государственном кинотеатре "Премьера" на 130 мест, который финансирует краевой бюджет. Это яркий пример того, каким может стать кинотеатр, перед котором не стоит задача быть прибыльным.

Государственная спе­цифика дает о себе знать: многие фильмы в "Премьере" отечественного производства. Но его афиша может одновременно содержать советский фильм, детский мультфильм и артхаусное произведение. Новинки в этом кинотеатре появляются спустя два-три месяца после выхода в прокат. Это связано с тем, что в "Премьере" нет особого сервера с несколькими степенями защиты от взлома стоимостью 3 млн. рублей, без которого кинопрокатчики не позволяют партнеру работать "первым экраном". Поэтому кинотеатр получает фильмы позднее, но дешевле: по 15–20 тыс. рублей за копию. Директор "Алтайкиноцентра" (управляющего "Премьерой") Владимир Кузнецов не видит в этом отставании большой проблемы.

"Мы занимаемся продвижением именно российских фильмов — тех, которые не поступают на экраны “Киномира”, — утверждает он. — У нас сейчас снимается очень много хорошего российского кино, но до зрителя доходит не все. “Поддубный”, например, дошел. А вот “Белый ягель” или “Дневник мамы первоклассника” нет. А мы делаем им рекламу и показываем их. У нас огромное хранилище со всей класси­кой советского и другого кино на пленке — более 3 тыс. наименований".

Как говорит Кузнецов, средняя заполняемость "Премьеры" — 25%. Однако, по его словам, есть сообщество людей, которые посещают только этот кинотеатр. "Мы ведем свои киноклубы для интеллектуалов — например, для людей, которые интересуются творчеством Тарковского, — говорит директор “Алтайкиноцентра”. — Есть люди, которые ходят сюда годами. Они не пойдут смотреть... как там... “Техасскую резню бензопилой”".

Победы "Миров"

В относительно крупных Рубцовске и Бийске дела у частных кинотеатров обстоят получше. В первом торговом центре работает "Жемчужина", планы на этот город строил и Яков Кац. В Бийске соседствуют две сети: "Киномир" и "Мир кино". Но конкуренция пока точно не является острой проблемой в этом бизнесе на Алтае. "Тут важна шаговая доступность. Да, рядом с Новоалтайском есть Барнаул со своими кинотеатрами. Но в Барнауле же открыли “Матрицу” — а рядом с ней “Огни”, где есть “Киномир”. Если владелец “Ракеты” будет любить своих зрителей, то у него все будет хорошо", — считает Яков Кац.

По словам владельца "Ракеты", в первые сеансы его залы заполнились битком. Другим предпринимателям, которым захочется открыть свой небольшой кинотеатр, потребуется найти большой город, большой первоначальный капитал, предоставить хороший сервис и кассовые фильмы в ассортименте. А также помнить, что более 60% российского рынка кинопоказа сегодня занимают все же крупные сетевые игроки.

Большое кино в селах

Помимо показа в барнаульском кинотеатре, "Алтайкиноцентр" во­зит фильмы по районам края. Машины с оборудованием для демонстрации кино (экраном, проектором, очками 3D и т. д.) отправляются в дома культуры сел по нескольку раз в месяц. Руководитель "Алтайкиноцентра" говорит, что это продолжение советской системы "видеопередвижек". В большинстве алтайских сел это единственная возможность увидеть кино на большом экране.

Факт

3D-очки из кинотеатров не подходят для просмотра фильмов на телевизорах. Владельцы некоторых алтайских кинотеатров размещают в залах объявления об этом. Несмотря на это, зрители нередко крадут такие очки

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии