Политика

Плач грузин как будто никто не слышит, словно нам они уже не братья…

На официальных каналах российского телевидения, в официальных СМИ сегодня очень много говорится о грузино-осетинском конфликте. Но только о боли братьев-осетин. Она действительно безмерна. Но есть и другая боль.

«Между двух огней»

На киоске Гурама (имя по просьбе собеседника изменено) недавно появились нацисткий крест и надпись: «Это моя страна».

– Я не знаю, зачем через телевизор сеют эту ненависть, – взволнованно говорит собеседник. – Грузинский народ оказался между двух огней: Россией и Америкой. Виноваты Путин и Буш. Политики, играющие в свои игры.

После тех выходных я еле дозвонился своим. Тётя моя убежала из Тбилиси к зятю. Знакомый виноградарь сказал: «Нас не задело. Аэропорт разбомбили и Гори». По его словам, Саакашвили после вторжения днём устроил в Тбилиси концерт, отмечал победу. А потом бомбёжка российская началась. К президенту Грузии по-разному там относятся. Гражданство у него американское.

До этого, когда я смотрел телевизор и видел Кокойту, президента Осетии, было ощущение, что этот президент воинственный, говорит как-то нагло и вызывает специально огонь на себя. Явно было, что все готовились к войне. Там, в Грузии, когда это обсуждали, никто не верил, что бомбы полетят от России на людей. Говорили: «Россия сильная. Они в крайнем случае уберут Саакашвили». А теперь огромная трещина. Обида затаилась очень большая на российское правительство.

Я два раза в год домой в Грузию ездил. Там всегда к русским хорошо относились. Но однажды был свидетелем, как началась перепалка между местными жителями и военными из миротворческих сил. Кто-то из грузин крикнул: «Уходите отсюда». А начальник военный говорит: «Всё равно вы с нами будете, пойдём сейчас стол накроем». Для грузин именно последние слова показались обидными. Ведь это их право в Грузии накрывать столы и приглашать всех гостей.

О смысле жизни

– Человек приходит на эту землю иметь семью, оставить потомков, научить их жить, уважать другую национальность. Чтобы сын знал, что не существует другой плохой нации, а существуют хорошие и плохие люди.

О счастье

– Это состояние души. Не помню уже, когда оно было.

О Родине

– Это где ты родился, сказал первое слово. Это Грузия.

«Не могу уснуть»

Грузин Зураб, проживший в России 30 лет:

– Дурдом творится. Я несколько дней спать не могу. Давление подскочило. Политики сидят, прикрывшись, и шлют простых людей воевать. Мы там все родные были: и осетины, и армяне, и русские. У меня жена русская, и русские мне родные. Грузия без русских не Грузия. Я с детства помню ласку и доброту русских соседей. Когда гимн советский играл, такая гордость поднималась, я очень этот гимн любил, честное слово.

А сейчас не знаешь, что там творится. Здесь только российская программа. Не всё показывают. Это тоже неправильно как-то. Если на то пошло, выслушать надо все мнения. В конце концов дозвонился. Родственники увезли детишек по деревням, где не было осетин. Тётя, живущая в военном городке, плачет. Муж у неё осетин. Это как дерево рубят. Саакашвили называют больным. Но если бы он был больной, давно бы убрали его. Террористом его ещё называют. Тогда кто был в Чечне? Как политиков устраивает, так они и говорят. Они решают, а мы страдаем. Очень обидно, досадно и больно. Такую страшную войну выиграли, такой державой, а сейчас…

О смысле жизни

– Чтобы мир был. Чтобы дети росли, учились, чтобы всё было нормально на земле.

О Родине

– И Россия, и Грузия. Здесь я живу 30 лет, жена моя русская.

«Грузины – самые доброжелательные на Кавказе»

Нина Войнова, бывший врач, долго живущая на Кавказе:

– Самая лучшая нация, которые жили в дружбе с русскими-это грузины. В Тбилиси приедешь, что спросишь, как пройти, они выйдут на сто раз тебе расскажут

О смысле жизни

– В правде. Должны разобраться люди, кто прав, кто виноват.

Павел Войнов, сын Нины Васильевны:

– Я считаю, война – любая – это плохо, ужасно и жестоко. Будь она гражданская, национальная или отечественная. На любой войне есть жертвы и люди гибнут ни за что.

В Абхазии, где я жил долгие годы, национальностей больше, чем здесь. Турки, абхазцы, народы Прибалтики, молдоване, русские. И среди кавказских народов в Абхазии к русским лучше всех относились грузины почему-то. Не абхазы, не армяне. На мой взгляд, три нации – французы, грузины и китайцы – хорошо к русским относятся.

– Это та страна, которую я люблю. Своей Родиной я считаю Абхазией. Я до сих пор помню Чёрное море, горы, автобусную дорогу вдоль побережья.

О смысле жизни

– Он в оптимизме. Многие люди в полном отчаянии, но я всё-таки в жизни не разочарован.

«Ужас повторяется»

Ирина, грузинка, вынужденная с семьёй уехать из Абхазии:

– Честно говоря, не хочется про это всё говорить. Всё так напутано. Повторяется тот же ужас, что и во время абхазо-грузинского конфликта. Я жила в Сухуми, где всё было перемешано. Жили мирно и хорошо. А потом мы покинули квартиру. Вынуждены были. Несколько раз собирались вернуться, но так и не удалось. Началась война. Город несколько раз переходил из рук в руки. Когда грузинские войска занимали город, грузины прятали у себя соседей абхазцев. Когда абхазы, то уже абхазские соседи прятали у себя грузин. Много погибло и тех и других. У моей русской мамы, которая там оставалась, был ученик, русский музыкант, ему давали паёк и при грузинах, и при абхазах, он маму подкармливал. А потом его расстреляли, хотя город был занят абхазами.

Перед войной мы семьёй собирались туда переезжать из Барнаула. Уже контейнеры были собраны. Но что-то останавливало, дети вдруг заболели. А потом смотрим – мимо нашего дома танки идут… Помощник президента Абхазии был дружен с мамой. А вскоре мы увидели по ТВ, что его расстреляли.

Когда я приехала после к маме, на границе, не обращая внимания на мою русскую фамилию, на то, что муж русский, смотрели только строку «Национальность»: «Грузинка? Вам дорога закрыта». Моя мама – русская – приезжала ко мне с разрешением от министра госбезопасности Абхазии.

В следующий раз к ней уже невозможно было пробиться. Мама умерла от истощения, не хотела оставлять квартиру. Я даже не знаю, где её похоронили, потому что все кладбища были заминированы. Это кошмар, и сейчас в Осетии и Грузии то же самое творится.

О Родине

– Родина там осталась. Всю жизнь прожили в Сухуми. А для моих детей Родина – Барнаул. На море отдыхаем, а они сюда домой хотят. Была квартира на Тверской в Москве, так пришлось её со слезами продать, дети не захотели уезжать из Барнаула.

«Все козлы, кто отдавал приказы»

Корреспонденты службы новостей ИД «Алтапресс» пытались дозвониться до Грузии во все дни военного конфликта, чтобы для баланса мнений иметь точку зрения другой стороны. Тщетно. Тем не менее удалось поговорить с сотрудником дипмиссии Грузии в одном из других государств мира.

Сначала он ничего не хотел говорить. Но после фразы «Я семь раз была в Грузии» грузинское сердце не выдержало:

– Все поймут, что проиграли в этой авантюре, – горячо заговорил собеседник на том конце провода. – Абсолютно все. Начиная от России, заканчивая Грузией. До этого 20 дней грузины просили: посадите осетин за стол переговоров. Они бомбят, обстреливают. Потом кто-то психанул, кто-то ещё больше психанул. В итоге надолго поссорили народы. Это очень тяжело – то, что произошло. Надо понять одну вещь: в России надо прекратить истерию против Грузин, в Грузии – против русских. Я прекрасно понимаю информационные технологии, когда СМИ используют, и они показывают картину происходящего однобоко. Это и про нас, когда зарубежные журналисты, аккредитованные в Грузии, называют российские войска оккупантами. Так и у вас, когда оккупантами называют грузин.

Наступит похмелье с депрессиями. И все поймут, что натворили. Рассорили людей на века. Я вас очень прошу, сделайте всё, чтобы остановить эту ненависть. От СМИ зависит очень многое. Как только мы уходим на чью-то сторону, становимся ответственными за последующие процессы. Пожалуйста, давайте останавливать всё это. А по-человечески, по-мужски скажу: все козлы. Абсолютно все, кто это сделал. Люди, солдаты не виноваты. Ни с одной из сторон. Они выполняли приказы. А вот кто их отдавал – это козлы. Если я, дипломат, вам это говорю, можете представить моё состояние.

Цитата

«Самое обидное сейчас, что Россия налаживала всё. Всё шло хорошо. Понятно, что хочется быть сильной державой, но лучше это доказывать людям экономически. Танками тоже можно доказать. Но у кого-то затем будет больше танков. Ампутированные души людей никто не вернёт».

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость