Образование

Слепой выбор

Анастасия Половникова, студентка АлтГУ.
Анастасия Половникова, студентка АлтГУ.

Очень скоро во всех школах прозвенят последние звонки. И у многих выпускников начнутся традиционные абитуриентские страдания…

Каждый год около 90%  бывших школьников подают документы в вузы. Для сравнения: в США в 2013 году только 65% выпускников школ поступили в колледжи сразу после окончания школы. Конечно, это можно отнести к стоимости образования, которая намного выше, чем в России. Но обратимся к опыту других стран. В Норвегии этот показатель составляет 60%, в Ирландии – 50%, в Германии (где образование в государственных вузах бесплатное) –чуть более 30%. Во Франции, где образование бесплатное или стоимость обучение совсем не велика, процент высок, однако 74% студентов забирают документы, так и не доучившись до первой сессии.

В основном школу в России заканчивают в 16-17 лет, когда осознанный выбор  зачастую сделать просто невозможно. В таком возрасте, как говорится, ветер в голове, и совсем не до решений, определяющих всю дальнейшую жизнь.  А школьник, который отказывается поступать в вуз, скорее всего, столкнется с сопротивлением родителей и учителей, которые будут твердить, что без диплома ему сейчас никуда.

Наверное, диплом – действительно, вещь нужная. Но только диплом, полученный по необходимой специальности. Специальности, которая человеку интересна, с которой он планирует связать если не всю, то хотя бы большую часть своей жизни.

Судя по личному опыту, ситуаций таких очень мало. Чаще всего выбор специальности основывается на любимом предмете, при этом школьник имеет слабое представление о профессии, которой идет обучаться. В итоге студенты разочаровываются в профессии, чаще всего курса со второго-третьего работают не по специальности, но все-таки доучиваются. Потому что у нас считается, что четыре года (а иногда еще и деньги родителей) вполне нормально потратить на "корочку", которая, возможно, никогда не пригодится.

Многие страны практикуют такое понятие как "gapyear" – годовой перерыв в учёбе после окончания школы и перед поступлением в высшее учебное заведение. Выпускники могут пойти на работу или поехать путешествовать по программам, организованным специально для этого. Это возможность стать более независимым, попробовать самому зарабатывать себе на жизнь, посмотреть на мир с другой стороны и подумать, какое место в нем ты хочешь занимать. В программу некоторых американских колледжей этот самый "gapyear" включен заранее. То есть руководство говорит студентам, не торопитесь, поработайте, попутешествуйте, а потом уже приступайте к учебе. В среднем две трети (!) всех первокурсников меняют свое решение и идут учиться на другую специальность.

Наверное, все дело в некой "программности" нашего мышления в целом. Детсад – школа – ВУЗ – работа – семья – дети – пенсия – внуки. И университет, институт или академия – один из этапов. А зачем это надо, никто ответить не может. "Все учатся, вот и я учусь". Сейчас, в отличие от советских времен, альтернативы высшему образованию нет: работа на заводах и обучение в техникумах потеряли свой престиж.

Лично мне отчасти повезло: я хоть и разочаровалась в выбранной специальности, но получила хорошее классическое гуманитарное образование, которое в будущем мне точно не навредит. Гораздо тяжелее приходится моим знакомым с дипломами по физике/химии/информатике и нежеланием работать по специальности. Для них четыре года, потраченные на изучения очень узкой области знаний, по сути, оказались потраченными впустую.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость