Экономика

У госкомпаний нет неприязни к малому бизнесу

Федеральная антимонопольная служба намерена получить право проводить внеплановые проверки госкомпаний на предмет соблюдения законодательства о закупках. Сергей Фахретдинов, член генерального совета "Деловой России", руководитель рабочей группы АСИ по мониторингу исполнения "дорожной карты" "Расширение доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием" опубликовал на сайте организации свое мнение по поводу этой инициативы:

Сергей Фахретдинов.
Сергей Фахретдинов.

Сергей Фахретдинов.
Сергей Фахретдинов.
Наделение ФАС правом проводить внеплановые проверки закупочной деятельности госкомпаний вряд ли поможет улучшить эффективность закупок. Благое, как водится в России, намерение — усилить контроль над расходами и повысить конкуренцию — на практике может обернуться очередным закручиванием гаек, которое не приведет к желаемому эффекту.

Можно сколько угодно изобретать все новые и новые конструкции велосипеда, а можно научиться управлять классической, нормальной и надежной моделью. Парадокс заключается в том, что все основные механизмы, способствующие оптимизации закупочной деятельности госкомпаний, уже давно прописаны в "дорожной карте", расширяющей доступ малого и среднего бизнеса к закупкам и направленной на повышение конкуренции, а также в соответствующих директивах и постановлениях правительства. Три основных кита, за счет которых держится "дорожная карта", — это выделение доли в закупках для малого и среднего бизнеса, создание совещательного органа по контролю закупочной деятельности госкомпаний и внедрение программ партнерства. Нужно просто выполнять эти директивы.

Почему госкомпании этого не делают? Уж явно не потому, что испытывают стойкую неприязнь к МСБ как к таковому! В своей закупочной деятельности они руководствуются сухим рационализмом, ожидая от своих потенциальных подрядчиков предложений, соответствующих их потребностям. А это — достаточные объемы, надежность поставок, их долгосрочность, подтвержденное качество. И уже в последнюю очередь — ценовые параметры. Если подрядчик не будет соответствовать этим требованиям, ни одна антимонопольная служба не вынудит компанию с госучастием заключить с ним контракт. Развитию конкуренции и совершенствованию закупочной политики компаний гораздо в большей мере будет способствовать создание федерального реестра субъектов МСП, который должен стать полноценной системой коммуникации между большим, средним и малым бизнесом, неким инструментом предквалификации.

Что касается контроля над закупочной деятельностью госкомпаний, то эти функции весьма эффективно могут выполнять совещательные органы, конечно, при условии, что они будут независимыми. Именно поэтому требуется принятие правительством нормативного акта, определяющего, что не менее 50% членов совещательных органов должно быть выдвинуто независимыми предпринимательскими объединениями и отраслевыми организациями. Важна также мотивация высшего менеджмента госкомпаний. Прозрачность закупок, привлечение МСБ, их одобрение совещательным органом, отсутствие жалоб со стороны участников торгов — все эти критерии должны быть учтены в персональном KPI руководителя, ответственного за эффективность закупочной деятельности.

Наконец, "контрольные закупки" в госкомпаниях еще имели бы смысл, если бы вначале были предложены разумные и понятные правила ведения закупочной деятельности, четко прописанные в законе. Но мы знаем, сколько подводных камней таит в себе 223-й ФЗ, зачастую сам подталкивающий госкомпании идти на заведомые нарушения! Минэкономразвития уже подготовило законопроект о внесении в этот закон изменений, направленных на повышение прозрачности закупок. 21 июля 2015 года в Общественной палате РФ состоятся его нулевые чтения.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость