Автоновости

Алтайские автобусные перевозчики сами будут устанавливать плату за проезд

"Все готовятся, но пока никто толком не понимает, к чему именно", — говорят перевозчики об изменениях, которые привносит в их жизнь новый Федеральный закон № 220. Его приняли еще в июле, и со следующего года именно он будет регулировать сферу автобусных перевозок. Пока и у чиновников, и у бизнеса есть много вопросов по поводу всех нововведений, но многие концептуальные моменты понятны уже сейчас. И главный среди них — появление нерегулируемых тарифов.

Газель.
Газель.
Михаил Хаустов

Из документа следует, что правом самим устанавливать стоимость проезда наделят предпринимателей, которые работают на городских (муниципальных) маршрутах, не получая никаких выплат из бюджета. То есть большинство владельцев автобусов малой и средней вместимости (как их часто называют, "газелисты").

Сейчас тарифы для всех устанавливают чиновники. Из года в год в Барнауле перевозчики просят поднять стоимость билета, но администрация до последнего сдерживает тариф для населения. Вот и сейчас "газелисты" с августа пытаются обосновать очередное повышение цен — все необходимые документы они подали, но в мэрии пока не торопятся решать вопрос в их пользу.

С лета 2016 года они будут избавлены от необходимости бороться за тариф. Стоит ли ждать, что перевозчики "оторвутся", получив возможность самостоятельно определять стоимость проезда?

Барнаульский автоперевозчик обвиняет мэрию и транспортные компании в "рейдерском захвате" бизнеса

"Мы планируем поставить 20 рублей. При составлении очередного бизнес-плана будем ориентироваться на эту сумму. Больше устанавливать не будем, чтобы не потерять пассажиропоток", — говорит Геннадий Кормильцев, гендиректор компании "АГАС" (маршруты № 33, 77, 121, 128). "При выборе тарифа мы все равно будем ориентироваться на стоимость проезда в больших автобусах. Если у нас стоимость проезда будет на 5–7 рублей выше, то пассажир уйдет или к ним, или вообще к таксистам. На мой взгляд, адекватным было бы повышение на 2–3 рубля", — говорит Антон Еньшин (возит барнаульцев по маршрутам № 6 и 18).

Но есть маршруты, которые не дублируются большими автобусами. "Как можно дать свободный тариф в таком случае? — задается вопросом Олег Бесчастный (маршруты № 27, 59, 73, 75, 78 и др.). — Для безальтернативных маршрутов должны быть какие-то ограничения". Сможет ли местная власть установить в этом случае "вилку" тарифа, пока неясно.

Закон вводит свободные тарифы не только для городских маршрутов, но и для межмуниципальных. Например, для тех, кто возит пассажиров из Барнаула в Бийск или из Рубцовска в Змеиногорск. Сейчас межмуниципальные перевозчики не могут ставить тариф выше чем 1,97 рубля за километр.

Алексей Богданов,
президент ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая":

На сегодняшний день 90% перевозчиков не приблизились к этому ограничению. Поэтому повышения цен ожидать не стоит.

Едем по карте

Не загрузились: почему на Алтае нашумевшая система "Платон" дала сбой

Другое важное новшество — карты маршрутов. Их выдадут на каждый автобус. Они — подтверждение того, что машина работает на законных основаниях. Это поможет избавить город от нелегальных перевозчиков, говорит Василий Попов, заместитель председателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула. Дело в том, что сейчас некоторые официальные перевозчики разрешают подзаработать на своем маршруте частникам. В принципе, закон это не запрещает, но нужно оформить такие взаимоотношения в комитете. Сейчас же многие этой обязанностью пренебрегают. Суровые штрафы (см. ниже) стимулируют легализовать подобную "аренду выходов".

В ожидании конкретики

Как рассказал Василий Попов, на сегодняшний день у местных властей по всей стране возникает множество вопросов по поводу того, как воплощать в жизнь новации закона. Неизвестно не только то, как будут выглядеть те же карты маршрутов, но и более важные вещи. Например, как проводить аукцион на маршруты, как определять начальную стоимость лота и т. д. Накопившиеся вопросы муниципальные чиновники отправили в Минтранс и теперь ждут подробных разъяснений.

Алексей Богданов,
президент ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая":

То, что сперва принимается закон, а потом к нему нужно ждать массу подзаконных актов, вызывает недовольство.

Алтайская прокуратура массово оштрафовала пассажироперевозчиков

Из-за огромного количества вопросов, на которые еще нет ответа, большинство опрошенных altapress.ru перевозчиков затруднились ответить, какие изменения могут произойти на рынке после того, как заработает новый закон. Однако Павел Грехов, гендиректор "Евробуса" (предприятие возит горожан только на больших автобусах по маршрутам № 9, 17, 28, 35 и 53), не исключил, что коммерческие маршруты могут стать более привлекательными для игроков рынка. "Возможно, у нас появится желание приобрести автобусы малой и средней вместимости. Во-первых, бизнес нужно диверсифицировать. А во-вторых, новые большие автобусы стоят неподъемных денег. Покупка малых — более реальная перспектива".

Автобусы в Барнауле
Михаил Хаустов

Как ФЗ № 220 поменяет сферу автобусных перевозок по городским маршрутам

Вводится два вида тарифов

1. Регулируемые. Их, как и прежде, будет устанавливать муниципалитет. Определять тарифы горадминистрации будут для тех маршрутов, за работу на которых перевозчики получают дотации и субсидии (как правило, это большие автобусы).

2. Нерегулируемые. На коммерческих маршрутах (как правило, по ним ездят автобусы малой и средней вместимости) определять стоимость проезда будет сам перевозчик.

Появятся реестры маршрутов

Администрация будет вести максимально подробный список всех городских маршрутов. В нем будут указывать:

— перевозчика;

— все остановки;

— расписание движения;

— какого класса автобусы должны использоваться и т. д.

Реестр опубликуют в интернете, он будет доступен всем.

Новый принцип отбора перевозчиков

Контракты на работу по маршрутам с регулируемым тарифом будут разыгрывать на аукционах. Претенденты будут конкурировать, снижая начальную стоимость лота. Перевозчиков на маршруты с нерегулируемым тарифом будут выбирать по-старому: с помощью конкурсов.

В чем перевозчикам будет легче

1. Если в течение пяти лет действия договора к перевозчику не было серьезных претензий, администрация может продлить с ним контракт без конкурса.

2. Для участия в конкурсе перевозчик может пообещать приобрести недостающую часть автобусов, теперь ему необязательно иметь их в наличии.

В чем перевозчикам станет труднее

1. На каждый автобус нужно будет получить карту маршрута. Это документ, подтверждающий, что он может возить людей по конкретному маршруту. Если окажется, что на линии работает автобус без такой карты, водителя оштрафуют на 5 тыс. рублей, а юрлицо или ИП — на 300 тыс. рублей.

2. Новые штрафы:

  • За посадку-высадку пассажиров в неустановленном месте 3 тыс. рублей с водителя, за повторное н­арушение 5 тыс. рублей,
  • За ночную стоянку вне установленных мест 5 тыс. рублей для водителя и 25 тыс. рублей для предприятия,
  • За несоответствие характеристик автобуса указанным в маршрутной карте 20 тыс. рублей для юрлица или ИП.

Сроки

К 13 января 2016 года муниципалитеты должны подготовить реестры маршрутов и выложить их на своих сайтах. К тому времени местные чиновники должны привести свою нормативную базу по перевозкам в соответствие с ФЗ № 220.

К 13 апреля 2016 года всем перевозчикам должны выдать новые свидетельства и карты маршрутов.

Полностью новые правила (включая штрафы) заработают с 13 июля 2016 года.

Факт

Полное название ФЗ № 220: "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость