Образование

Налетай, не скупись! Изучай скоропись!

Многие люди счастливы своими увлечениями. Обдирают марки с конвертов. Карабкаются в горы. Мастерят коврики методом плетения сложных узлов. Выращивают лимоны в непростых сибирских условиях. Уезжают в апреле в Киргизию и ловят там своими парапланами восходящие потоки воздуха. Такие разные занятия приносят людям одинаковую, в сущности, радость. И если увлечение настоящее, оно захватывает человека целиком и делает его своим представителем в нашей равнодушной обывательской среде.

180 слов в минуту

Валерий Андреевич Суховеев - горячий поклонник скорописи.

- Скоропись позволяет записывать в темпе устной речи, - говорит он. - Это дополнительная, вспомогательная письменность. Она не отменяет букв, просто дает человеку новые возможности.

Знаки скорописи - не буквы и не иероглифы. Это фонки - странные значки, в каждом из которых умещаются целые предложения.

Валерий Андреевич увлекся скорописью еще в 1968 году, когда учился в Алтайском политехническом институте и заметил, что у него резко ухудшилось зрение. Он занимался на вечернем факультете и стал опасаться, что за шесть лет учебы совсем испортит зрение. А учиться хотелось на отлично.

Сначала он купил учебник стенографии, но эта методика показалась ему слишком утомительной и малоэффективной. И тогда в книжном магазине N5 (теперешних "Пенатах") он отыскал книжку Ольги Александровой "Фоностенография". Книжка предлагала волшебные способы, овладев которыми каждый человек может записывать до 180 слов в минуту (тогда как буквами мы пишем 15-25 слов).

- Через некоторое время мои товарищи обнаружили, что я конспектирую лекции какими-то крючками, - рассказывает он. - Общий интерес продолжался не дольше двух недель. Потом все привыкли.

А через пару месяцев я стал писать вдвое быстрее остальных и заметил другую сторону этого явления. У меня развилась документальная память. Мне уже не надо было читать свои конспекты. Я успевал обдумать материал во время лекции и обращался к конспектам только в тех редких случаях, когда я чего-то не успевал понять.

Свое, родное

Фоностенографию придумал в 1874 году преподаватель Санкт-Петербургской женской гимнази Михаил Терне. С ее помощью можно писать в темпе устной речи. Систему Терне упрощали, усложняли, а после Второй мировой войны Ольга Сергеевна Александрова создала систему, которую используют и по сей день.

Стенографы умещают в одном знаке слово, фоностенографы - предложение. В фоностенографическом алфавите - 40 значков. Считается, что он в шесть раз мощнее буквенного. Фоностенографы используют особенности живой речи, выделяют звуковые ядра, "ротооткрывающие" и "ротозакрывающие звуки". Людям, привычным к буквенной письменности, это кажется странным - так, наверное, писали бы инопланетяне. Тем не менее, эта ситема доступна даже ребенку.

- Обычная стенография слишком сложна, - говорит Суховеев. - Она слишком иероглифична - в ней четыре тысячи знаков. Однажды я, молодой тогда еще человек, беседовал с пожилой стенографисткой. Я рассказывал ей о скорописи, она мне - о стенографии. А потом она вздохнула: "Молодй человек, да зачем вам это нужно? Так трудно стало найти работу. Стенографистов заменили диктофоны".

Я попытался ей объяснить, что это в первую очередь для учебы... Но ей казалось, что время быстрого письма безвозвратно прошло.

Деньги за фонки

Но однажды Валерию Андреевичу выпал случай убедиться, что с помощью фоностенографии можно заработать и сейчас.

Валерий Андреевич - инженер на заводе механических прессов. Как-то раз его на несколько месяцев отправили в административный отпуск.

Лично мне хорошо знаком закон парности случаев: как правило, первое событие происходит для того, чтобы его завершило второе. Как только Валерий Андреевич стал временно безработным, к нему пришел высококвалифицированный переводчик и предложил поработать вместе. Работали они так. Переводчик держал перед собой лист с иностранным текстом и переводил вслух. Валерий Андреевич записывал перевод значками скорописи, а потом набирал на компьютере. Процесс шел очень споро.

Опыт оказался удачным, и Валерий Андреевич пошел искать работу. Заходил под вывески, переманивал клиентов: "Так и так, мы заводские переводчики, нет ли у вас для нас текстика?". Клиенты шли. За время административного отпуска Суховеев купил сначала старенький, а потом и новый, мощный компьютер.

Отлично и зачтено

Раньше Валерий Андреевич преподавал фоностенографию во Дворце пионеров. Да и сейчас у него несколько учеников. Он утверждает, что освоившие эту методу учатся "только на "отлично" и "зачтено", даже "четверок" не получают".

- Один из любимых моих ученичков - Ваня Тимофеев, теперь он уже закончил АГУ. Мне казалось, он не освоит фоностенографию - коготков не хватит. Но Ваня закончил обучение очень быстро, до начала занятий в университете, и, как это обычно бывает, исчез с моего горизонта. Появился он у меня уже студентом третьего курса. Показал зачетку, а там "отлично-отлично-зачтено-отлично". Ни одной четверки. За годы учебы все призы рвал.

Для тех молодых людей, которые делают себя сами, скоропись - еще один шанс добиться успеха. Такие люди, кстати, обычно очень легко ее осваивают, потому что в их случае идеально сочетаются "хочу" и "надо". Кстати, овладевший скорописью постепенно овладевает и скорочтением.

Китайская грамота

Скорописью заинтересовались даже китайские лингвисты, которые приезжали в Барнаул в составе правительственной делегации. Валерий Андреевич познакомился с ними на площадке у Дворца спорта. Они листали толстый китайско-русский словарь. Суховеева интересовало, сможет ли он записывать скорописью китайскую речь. Оказалось, что может. Китайцы удивились, что он пишет не буквами и не иероглифами. Вообще-то они относятся к нашей письменности пренебрежительно. Говорят, что писать буквами - все равно, что струей из заварника по сугробу: неудобно и некрасиво. Свою великую письменность, которая существует уже четыре тысячи лет, они считают более удачной.

Но скоропись их заинтересовала - в Китае как раз прошла реформа письменности, они минимизировали графику, уменьшили сложность иероглифов.

Встреча единомышленников

Еще один барнаульский скорописец - Анатолий Кузнецов, 15 лет считал, что он единственнный в нашем городе владеет этой техникой. С Валерием Андреевичем он познакомился при довольно интересных обстоятельствах.

- Мой сосед, восьмиклассник, брал у меня книжку.Посмотрел и вернул. Через некоторое время снова взял и вернул, уже умея писать. Он горячо интересовался компьютерами и ходил по университетам. И вот в АГУ, в одном из инженерных помещений, увидел человека, который скорописью делал какие-то записи в толстой амбарной книге. Мальчик постоял у него за спиной, а потом спросил: "Дядя, это у вас фоностенография?". Дядю от изумления чуть с табуретки не снесло.

Мальчик познакомил двух барнаульских фоностенографов. Они зашли в библиотеку и долгое время переписывались, передавая друг другу листок бумаги...

Теперь Валерия Андреевича можно увидеть на книжном базаре почти каждую субботу. Он продает свои брошюрки "Скоропись - в одном знаке целая фраза". Иногда демонстрирует возможности этого метода - пишет палочкой на снегу.

Но на самом-то деле он ищет людей, которым тоже понравились бы изящные фонки. Так что если скоропись вас заинтересовала - Валерий Андреевич будет вам рад.

Александра ПРИВАЛОВА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость