Экономика

Энергетики столкнутся с жесткой конкуренцией за клиента

Группа компаний "Интер РАО", занимающая 16% энергосбытового рынка России, пока не фиксирует существенного снижения энергопотребления в стране, и ее специалисты не видят оснований для резкого повышения цены на электроэнергию в Сибири. Руководители холдинга, владеющего также генерирующими мощностями, считают, что в условиях кризиса энергокомпании страны будут интенсивнее выводить из работы устаревшее оборудование, продолжая инвестировать в новые блоки и станции. И таким образом добиваться финансовой эффективности.

Представители "Интер РАО" подвели итоги производственной деятельности за 2015 год.
Представители "Интер РАО" подвели итоги производственной деятельности за 2015 год.
архив АО "Алтайэнергосбыт"

Об этих и других тенденциях на энергетическом рынке говорилось 5 февраля в Барнауле, где представители "Интер РАО" подвели итоги производственной деятельности за 2015 год. Выездное мероприятие прошло на площадке компании "Алтайэнергосбыт", входящей в структуру холдинга и показавшей позитивные результаты на фоне падающего рынка.

По словам Ильнара Мирсияпова, руководителя блока стратегии и инвестиций "Интер РАО", сегодня ключевая задача энергокомпании – увеличение экономической эффективности работы. Которая, однако, не исключает незначительное падение общих объемов производства энергии.

Тимур Липатов,
генеральный директор ООО "Интер РАО – Управление электрогенерацией":

Мы ожидаем в 2016 году 2-2,5% снижения выработки. Но в целом будут иметь место разнонаправленные тренды, как и в 2015-м: выработка будет увеличиваться на высокоэффективном, высокомаржинальном оборудовании и сокращаться на устаревшем. Снижение производственного показателя не будет транслироваться на финансовые результаты.

В 2015 году загрузка высокорентабельного оборудования на объектах генерации "Интер РАО" возросла на 49%. Инвестиционная программа холдинга на 2016 год (общий объем – 55 млрд. рублей) будет направлена именно на ввод новых современных мощностей. Как пояснил Липатов, "в электрогенерации нет планов по сокращению инвестиций, есть планы по их наращиванию там, где они являются быстроокупаемыми".

Инвестировать в развитие планируют и сбытовые компании, входящие в "Интер РАО". Здесь во главе угла стоит развитие всего комплекса услуг для всех категорий потребителей. Это не просто плановая работа, но острая необходимость в условиях падающей экономики.

Дмитрий Орлов,
руководитель блока розничного сектора:

В 2016 году мы ожидаем усиление конкуренции за потребителя, появления достаточно агрессивных компаний. И мы намерены отстаивать свои права. У нас есть определенные методы удержания клиентов, мы будем ими пользоваться.

Пока, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, сбытовым компания "Интер РАО" удается не только сохранять число своих потребителей, но и даже наращивать их. Число клиентов – юрлиц возросло на 4,2%, это более 420 тыс., количество обслуживаемых физлиц составило почти 12,4 млн., что больше прошлогоднего показателя на 3,2 %. В русле этой тенденции сработала и компания "Алтайэнергосбыт", число абонентов которой за год возросло на 4 тыс. – с 425,9 тыс. до 429,8 тыс.

Валерий Нагорнов,
генеральный директор компании "Алтайэнергосбыт":

Основной прирост произошел по количеству абонентов – физических лиц, что обусловлено ростом объемов индивидуального жилищного строительства в регионах присутствия (Алтайский край и Республика Алтай) и принятием на обслуживание бытовых абонентов других владельцев сетей.

Объем реализации электроэнергии у сбытовых компаний "Интер РАО" также не сократился (0,6%).

Дмитрий Орлов,
руководитель блока розничного сектора:

Потребление зависит от сегментов: есть те, где произошел небольшой спад, есть, где объем сохранился на прежнем уровне, а есть и такие, которые показывают даже рост. Нельзя сказать, что есть общая тенденция по потреблению.

Однако положительную динамику сбытовому направлению "Интер РАО" обеспечили преимущественно нерегулируемые энергосбытовые компании, а гарантирующие поставщики в продажах немного упали. Не минула эта участь и "Алтайэнергосбыт" (является гарантирующим поставщиком). По словам Валерия Нагорнова, в целом энергопотребление в зонах обслуживания сократилось на 2,6%. Объем реализации на розничном рынке упал на 13,7%. "Снижение в основном обусловлено уменьшением загрузки производственных мощностей регионов присутствия, падением потребления электроэнергии промышленными и сельскохозяйственными предприятиями Алтая, выходом на ОРЭМ крупного клиента "Алтайэнергосбыта" - ООО "Русэнергосбыт", - пояснили в компании.

Удерживать клиентов в "Интер РАО" намерены расширением и качественным улучшением предоставляемого спектра услуг. Руководители из Москвы отметили как пример опыт "Алтайэнергосбыта", где, в частности, интенсивно внедряются онлайн-услуги, разнообразные сервисы для клиентов: личный кабинет, онлайн-оплата и др. В алтайском компании утверждают, что продолжат реализацию проектов, направленных на повышение качества обслуживания. "Большие надежды мы связываем с введением в эксплуатацию единого биллингового центра для сибирских энергосбытовых компаний, входящих в Группу "Интер РАО", - говорят в "Алтайэнергосбыте".

Здесь надеются, что в свою очередь и клиенты будут ответственны и не станут наращивать дебиторскую задолженность, рост которой является одной из ключевых проблем сбытовых компаний. По словам Дмитрия Орлова, наладить платёжную дисциплину потребителей, призван новый федеральный закон №307, вступивший в силу 1 января. Согласно ему, в частности, увеличиваются пени за просрочку коммунальных платежей. Теперь размер штрафа дифференцируется в зависимости от периода неоплаты и для неплательщиков может превысить действовавший ранее в 2,3 раз. А при самом жёстком варианте наказания, пеня будет исчисляться как более 30 % годовых к сумме долга, что выше любой кредитной ставки. Особенно ужесточаются пени для предприятий, не являющихся поставщиками тепловой энергии и воды. Подвергнуться наказанию по-новому потенциально могут около трети всех потребителей "Алтайэнергосбыта" (из населения).

Также новый закон повышает ответственность за самовольное подключение к тепловым, электрическим и газовым сетям, ужесточает правила для так называемых "неотключаемых" потребителей, вводит для ряда юрлиц обязанность предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате поставляемых ресурсов, в том числе в виде безотзывной банковской гарантии.

Тем не менее, по словам Дмитрия Орлова, повышение объёма просроченных платежей – один из ожидаемых негативных трендов 2016 года.

Дмитрий Орлов,
руководитель блока розничного сектора:

У нас есть опасения, что не смотря на все предпринимаемые меры сокращаться дебиторка не будет.

Руководители "Интер РАО" не оставили без ответа и главный вопрос, интересующий всех потребителей – стоит ли ожидать повышения цены на электроэнергию и мощность. Эксперты ответили, что в настоящее время не видят предпосылок к этому.

Валерий Нагорнов,
генеральный директор компании "Алтайэнергосбыт":

Существенный рост у нас случился в конце 2014 года. Это произошло по целому ряду причин, которые много раз обсуждались на различных совещаниях. В 2015 году таких резких скачков отмечено не было. Полагаю, что и в текущем году их не произойдет.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

  • Новости компаний

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость