Экономика

Приведет ли борьба с контрабандой и тотальное чипирование к дефициту одежды и обуви

Помните изречение президента "Где посадки?", которое впоследствии ушло в народ? Эту фразу Путин произнес в 2009 году, удивляясь, что не наказаны те, кто ввозил в Россию контрафактные и контрабандные одежду и обувь. Тогда на всю страну гремел скандал с Черкизовским рынком — крупнейшим торговым и логистическим центром такой продукции. Рынок закрыли, но проблема никуда не исчезла. И вот сегодня, в кризис, власти вновь решили активизировать борьбу со злостными контрабандистами. Желание государства пополнить казну в перспективе может обернуться сокращением одежды и обуви и их удорожанием.

Чипирование. Штрих-код.
Чипирование. Штрих-код.
СС0

По подсчетам Российского союза производителей одежды, сегодня около 40% товара попадает на российский рынок с нарушением таможенного законодательства. В основном это продукция из Китая, Польши, Бангладеш, Турции. По данным Российского союза кожевников и обувщиков, теневой импорт обуви составляет около 20%, а в секторе детской обуви доходит до 65%. Самый "черный" рынок — у меховых изделий. Здесь вообще по незаконным схемам в страну ввозится до 80% товаров.

Елена Маслова, редактор отдела лонгридов.
Елена Маслова, редактор отдела лонгридов.
В декабре 2015 года Минпромторг сообщил, что оборот контрабандной и контрафактной продукции достиг 1 трлн рублей. Министр Денис Мантуров предложил ввести уголовную ответственность и за ввоз, и за продажу "серых" изделий — от трех до пяти лет заключения. Но если до "посадок" дело пока не дошло, то административные инструменты власти уже разработали и даже начали вводить, тихонько, не особенно привлекая к себе внимание. Они придумали прикреплять электронный чип к каждому изделию, чтобы полностью отслеживать его движение. Пока механизм, сейчас, мягко говоря, сырой и неясный, коснется только шуб (об этом "СК" подробно писал в прошлом номере). Но разработчики не скрывают, что если он заработает, то опыт распространят на остальную одежду и обувь.

Цель у государства ясная — усиление контроля над бизнесом для пополнения казны и увеличения таможенных сборов. Когда экономика рушится, бюджет как-то нужно пополнять. Кого можно "подоить"? Конечно, бизнес.

Проблема в том, что в текущих условиях борьба с контрабандой и контрафактом почти наверняка приведет к сокращению объема товаров и их значительному удорожанию.

Ах да, и еще к импортозамещению, которое лично у меня — именно в сфере легкой промышленности — вызывает прямо-таки неконтролируемый страх. Я помню, как в детстве стояла с мамой в очереди в обувной магазин на ул. Молодежной, когда очень важная тетенька в клетчатой униформе поднимала веревочку и партиями впускала покупателей в отдел, где им предлагался не слишком богатый ассортимент — умопомрачительный в своей убогости. Конечно, не факт, что все обернется камбэком в советское время в современной интерпретации, но вектор изменений смещается именно в эту сторону.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость