Потребитель

Согревающие инвестиции: где найти деньги на модернизацию теплоснабжения

То, что сейчас происходит в теплоснабжении Рубцовска, — пример и уникальный, и типичный. С одной стороны, выведение из эксплуатации неэффективных мощностей — общероссийская тенденция. С другой — стимулов для долгосрочных вложений в отрасль сегодня крайне недостаточно, из-за чего такие проекты, как рубцовский, в России единичные. Как привлечь инвестиции в теплоэнергетику?

Гендиректор СГК Михаил Кузнецов.
Гендиректор СГК Михаил Кузнецов.

Аварийность растет

Около 70% теплосетей в России, по данным Минэнерго, уже отработали свой срок и требуют замены. Каждый пятый котел или турбина служит более полувека. Износ систем констатируют не только специалисты: почти 30% жителей многоквартирных домов жалуются на качество и недостаток тепла.

Только с начала 2017 года в стране произошло несколько крупных коммунальных инцидентов. В Пензе после аварии на ТЭЦ-1 без тепла остались полсотни зданий и 75 тыс. жителей. При аварии погиб человек. В Новосибирске почти сутки провели без тепла и горячей воды жители 80 домов, в Екатеринбурге — 129 домов.

При этом мощности российской теплоэнергетики недозагружены и не могут работать эффективно. За последние 30 лет многих крупных потребителей не стало, а центры деловой активности и жилищной застройки сместились. В том же Рубцовске прекратили работу пять крупных заводов. А вся "архитектура" системы теплоснабжения осталась прежней.

"Это абсолютно типичная ситуация для России: два теплоисточника, один в муниципальной собственности, другой в частной, — говорит гендиректор СГК Михаил Кузнецов. — Заводы-потребители пара закрылись, оставшиеся клиенты вынуждены платить больше".

Инвестиции падают

По оценкам Минэнерго, до 2025 года нужно вложить более 2,5 трлн рублей, реально же в теплоснабжение ежегодно вливают менее 100 млрд, и год от года эта сумма падает. В муниципалитетах этот разрыв пытаются сократить за счет бюджетных субсидий. Но уже сейчас власти открыто признают: этот ресурс в нынешних условиях практически исчерпан.

"Мы несли громадные затраты на теплоснабжение, так как Южная станция находится в муниципальной собственности. Вынуждены были вести заготовку топлива, ремонт за счет бюджетных средств — и это при скудном бюджете Рубцовска, который составляет лишь 40% от необходимого уровня обеспеченности", — описывает ситуацию Александр Дьяконенко, руководитель депутатского корпуса города.

Энергетики утверждают, что во всех системах теплоснабжения есть немало внутренних резервов для повышения эффективности. Однако при определении тарифа власти учитывают расходы компании-генератора. Это логично, но если энергетики снижают издержки, то и новый тариф для них уменьшается. Соответственно, экономических стимулов повышать эффективность и качество обслуживания у тепловиков нет. "Если эти резервы не использовать сегодня, завтра они могут просто исчезнуть", — продолжает Михаил Кузнецов.

Чтобы инвесторы могли вкладываться в подобные проекты, нужно изменить подход к установлению цены. "Сроки окупаемости в теплоэнергетике не менее 10 лет, а тарифы устанавливают на три года, — отмечает Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. — В таких условиях ни один инвестор вкладываться не станет".

"В законодательстве, конечно, есть защита инвесторов, но она гарантирует нам возврат лишь 50% вложений, — поясняет Михаил Кузнецов. — Сейчас в теплоснабжении больше рисков, чем потенциальной прибыли". Решить эти проблемы может законопроект о так называемой "альтернативной котельной", полагает руководитель.

Как исправить ситуацию

В Госдуме законопроект "об альтернативной котельной" в первом чтении уже приняли и сейчас дорабатывают. Его суть в том, чтобы отказаться от установления жестких тарифов, а устанавливать лишь верхнюю планку цены. Планку эту будут определять исходя из стоимости строительства альтернативного теплоисточника для конкретного потребителя (притом по самым современным технологиям).

Недоработок в законопроекте пока немало. Власть должна контролировать, как инвестор распорядится деньгами, но этот момент в законопроекте не очень хорошо прописан, говорит Сергей Пикин. Другие эксперты полагают, что право перейти на новый метод надо отстаивать регионам. Эту идею уже поддержали, и, скорее всего, каждый регион будет выбирать, оставить все по-старому или же модернизировать дряхлую инфраструктуру.

А самым частым аргументом против выдвигается рост платы для населения. В Минэнерго, однако, утверждают, что рост, если и будет заметным, то не одномоментно — местные власти могут составить график плавного повышения до 10 лет. Главное, что он дает гарантии инвестору.

При этом не каждому инвестору нужен максимальный тариф. "Возможно, нам хватит 60–70% от него, — рассуждает Михаил Кузнецов. — Нам лишь нужен ясный и предсказуемый порядок установления тарифа. Чтобы мы понимали, что, вложив деньги, не получим на следующий год кислую мину и попытку их забрать обратно".

Владилен Прокофьев, эксперт института экономики города, считает, что извлечь пользу из "альткотельной" смогут лишь крупные холдинги — только у них есть средства на масштабные инвестпроекты. В то же время Михаил Кузнецов уверен: если бы этот метод уже действовал, властям Алтайского края не пришлось бы так долго искать инвестора для Рубцовска.

Сегодня примеров переустройства системы теплоснабжения, подобных рубцовскому, в стране нет — по крайней мере, найти таковые специалистам СГК не удалось. Однако этим же путем рано или поздно придется пойти многим городам, состояние теплоэнергетики которых близко к критичному. "Рубцовск — это иллюстрация назревающих проблем в теплоэнергетике", — говорит гендиректор СГК.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

  • Новости компаний

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость