Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Дамир Муратов о творчестве, Сибири и современном искусстве

На картины Дамира Муратова хочется смотреть. Понимать их не хочется. С выставки уходишь категорически свободным человеком. И носишь потом в себе эту свободу очень бережно, боишься расплескать.

Художник Муратов: "Мир великодушен!"
Художник Муратов: "Мир великодушен!"
Анна Зайкова

Знакомство с автором немного объясняет впечатление, которое производят его работы. Он с лукавой улыбкой говорит о себе: "Я тоболяк", – а ответ на вопрос, как родилась та или иная картина, чаще всего начинает со слов: "А черт-те знает".

Цепляет – нормально

– …Этого парня ("Che Burashka". – Ред.) я написал в 2002 году. В 2003-м отвез его в Москву, и там он как-то прогремел ни с того ни с сего! Мне стали заказывать какие-то бесчисленные повторы… А потом масть покатила: я написал Чапаева, Чехова. Потом надоело. Ну сколько можно?! 

…Есть вещи, от которых я прихожу в восторг. Однажды мне случайно попался советский журнал "Куба" 1975 года. Там были черно-белые иллюстрации, на одной из которых барабаны. Чем-то обклеенные, из чего-то сваренные... Я испытал восторг и написал их.

Я не умею вербально рассуждать о своих работах. Это уже называется литературщина. Я считаю: книги читают, музыку слушают, на картины смотрят. Цепляет, значит, нормально. 

Я не запариваюсь. Мне нравятся веселые ходы. Я же молод в своих картинках. А молодость, она лишена пафоса. Ведь правда? Я же не старый, убранный сединами человек, чтобы сидеть и ворчать. Правильно? Часто художники, дожив до седин, берут на себя роль некоего оракула. Вот ему шестьдесят лет, юбилейная выставка, и он начинает нести в мир зерно истины… Кто бы ее знал, эту истину! Ты работай, да и все.

Мир на самом деле великолепен! Мало того, он еще и великодушен. В нем же уживается все начиная с матери Терезы и заканчивая Чикатило. Я все принимаю, за исключением так называемых разбитых стаканов – вещей, лишенных здравого смысла.

Сибирская Спарта

– Мировоззрение у наших людей достаточно близорукое – мы же в провинции живем. Поэтому мне захотелось выйти за пределы привычного пейзажа. Я редко путешествую, во всяком случае не так часто, как хотелось бы. Путешествовать сегодня дорого. Но я хочу и буду. "Картинки для бродяг" – это по большому счету мои виртуальные путешествия.

Омск не зря до революции называли Сибирской Спартой. Он такой… немного бычий город. И все сибирские города похожи, на мой взгляд, вот этой своей… атмосферой. Вокзалы, улицы Ленина бесконечные, проспекты Маркса… В России фактически своей цивилизации не было. У нас все экспортное. Поэтому говорить о таком культурном пласте, как, допустим, в Англии или Италии, довольно рано. Как бы мы ни тужились – у нас это пока не получится.

Меня, конечно, очень тянет в Лондон. Но это мечты всего лишь, не знаю… Но из Омска хочу, конечно, рвать. Я сам из Тобольска, вообще-то, родом, я тоболяк. 

Я долго не мог понять, почему в отличие от нас на Западе люди такие деятельные? Мы же только и делаем, что рефлексируем. Наверное, потому, что им свобода очень тяжело далась, и они помнят, какой ценой она им до­сталась. Мы живем в состоянии, что нам кто-то придет и все даст.

Излишки и одержимость

– Я свободный человек. У меня есть право выбора. Мне никто не диктует мои темы. И вообще, по-моему, художник – это апология свободы.

Сегодня всех начинающих художников подминает дизайн. Во всяком случае, в Омске. Сейчас же голодать никого не заставишь... Поэтому многие становятся "субботними художниками" – неделю работают, а по выходным пытаются что-то писать. Художник же может жить либо на излишке социума, либо на собственной одержимости.

У нас общество еще не подготовлено к современному искусству. Зритель достаточно агрессивен по отношению к нему, несмотря на то что мы живем в XXI веке. 

Сейчас я ушел в абсолютно другую тему. Создаю скульптуры из виниловых пластинок и пишу на них. В Омске я вообще не выставляюсь. Не вижу смысла, честно говоря. У меня все работы в мастерской висят, она заставлена с пола до потолка. 

Я не знаю своего творческого пути. А по поводу своего искусства… Я на днях прочитал книгу Сергея Самсонова… Там была очень хорошая фраза: "Твое искусство умрет вместе с тобой". Это правда. Когда человек умирает, он ведь ничего не делает уже! Так что меня уже не волнует, что будет с моими работами в будущем. Я не живу в предвкушении будущей смерти и славы, как часто бывает с провинциальными непризнанными гениями. 

Справка

Дамир Муратов родился в Тобольске Тюменской области в 1967 году. С 1988 года ведет активную выставочную деятельность. Его работы входят в собрания музеев Омска, Новосибирска, Новокузнецка, Кургана, Зеленогор­ска, Сургута, Государственного центра современного искусства, а также в российские и зарубежные частные коллекции. Его замыслы получают воплощение в самых неожиданных формах – от живописи до арт-объекта и предметов дизайна. 

Цитата

Дамир Муратов о Барнауле:

– Я в вашем городе впервые. Раньше только слышал о нем. Что? Да только про Мишу Рапопорта и его "Рок-н-ролл кафе". А сейчас вижу: город у вас великолепный! 

Факт

Работы Дамира Муратова можно посмотреть в Государственном художественном музее Алтайского края

(пр. Ленина, 88; тел. 61-18-88, 61-99-10) до 14 июня, а также на сайте художника.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии