Политика

Как Сталин решил судьбы крестьян в Барнауле

После приезда "вождя народов" на Алтай в деревне начался “великий перелом”

21 декабря прошлого года исполнилось 125 лет со дня рождения И.В. Сталина. Но связанная с его именем дата есть и в этом месяце: 22 января 1928 года Сталин побывал в Барнауле. Вообще-то, пределы Москвы, не считая поездок на Кавказ, Сталин покидал редко. И поэтому Барнаул - один из немногих городов бывшего СССР, где ступала его нога. Стоит ли этим гордиться - другой вопрос.

Поездка Сталина в Сибирь в январе 1928 года знаменательна тем, что после его выступлений здесь жизнь крестьян всей страны пошла наперекосяк. Многие из них были высланы на Север, в Нарым, в томские и тюменские болота. Именно после этой поездки и начался “великий перелом” в деревне. Была объявлена война кулачеству.

Почему именно в Сибирь?

Чего вдруг Сталина потянуло в Сибирь, да еще зимой? С погодой, кстати сказать, Иосифу Виссарионовичу повезло, настоящих сибирских морозов он так и не увидел. Например, ночью 22 января температура в Барнауле опускалась до -22 градусов. А днем было -14 и шел снег. Так вот, для своей поездки Сталин выбрал именно начало года затем, чтобы раз и навсегда решить проблему с неудовлетворительным ходом хлебозаготовок. То есть чтобы в наступившем 1928 году такой проблемы не было.

Дело в том, что крестьяне в массовом порядке отказывались сдавать хлеб государству. Все дело было в противоречивости НЭПа, когда, с одной стороны, работали рыночные механизмы, с другой - государство, строя социализм, пыталось жестко регулировать экономику. И самые большие противоречия вызывали цены на зерно. В 1927 году государственная цена за пуд (один пуд - 16 кг) составляла 80 копеек, а рыночная - более 3 рублей.

Сложилась парадоксальная ситуация. В 1926-1927 годах валовые сборы зерна наконец превысили уровень 1913 года, а государственные закрома оказались пустыми. За 80 копеек крестьяне хлеб сдавать не хотели.

Правительство, решив, что деревенские мужики все зерновые запасы используют для самогоноварения, приняло в отношении самогонщиков жесткие законы. Не помогло. Хлеба в закромах государства по-прежнему не было.

Ясное дело, что на самогонку почти все собранное зерно деревенские мужики потратить не могли. Судите сами: на литр самогона тогда использовали полтора килограмма зерна. А урожай зерновых в стране собрали 4 млрд. 476 млн. пудов. Это примерно 71 млрд. 616 млн. килограммов. И если посчитать, то выходит, что в деревнях нагнали почти 48 млрд. литров самогона. Да это же всей стране можно упиться и не проснуться! Значит, крестьяне просто не хотели продавать хлеб по низким государственным ценам.

Тогда высшие чины страны устроили вояжи в самые хлеборобные регионы. Каганович поехал на Дон, Орджоникидзе на Кавказ, а Сталин - в Сибирь. Сталин сам выбрал этот регион, считая его наиболее сложным.

Во-первых, южная Сибирь и в те годы была кормилицей, давала стране 30% хлеба.

А во-вторых, здесь еще в годы гражданской войны была мощная контрреволюционная база. И сибирское кулачество было сильнее, чем в центральной России. То есть людей, не любящих Советы и прячущих от государства хлеб, по мнению Сталина, в Сибири было больше, чем где-либо, а значит, надо было наводить здесь порядок. Поэтому удар по кулачеству Сталин решил нанести именно с Сибири. К тому же он считал, что неплохо знает эти края, поскольку бывал здесь в ссылке.

Он пробыл в Сибири две недели. 18 января принял участие в заседании бюро Сибирского крайкома ВКП(б) совместно с представителями заготовительных организаций в Новосибирске. 22 января Сталин приехал в Барнаул и провел совещание актива барнаульской организации ВКП(б) с участием представителей бийской и рубцовской окружных парторганизаций по вопросу о выполнении плана хлебозаготовок. 23 января Сталин выступил по вопросу о выполнении хлебозаготовок в Рубцовске. Кроме того, он посетил Красноярск и Омск. В Москву Сталин вернулся в середине февраля.

О чем говорил Сталин в Барнауле

Общение с простым народом в планы вождя не входило. На железнодорожном вокзале его посадили в сани и повезли в центральную часть города на совещание с местным партактивом. Это сейчас вокзал в Барнауле находится в самом центре города, а тогда это была рабочая окраина. Кстати, на территории Государственного краеведческого музея эти санки до сих пор хранятся.

В здании современной краевой филармонии Сталин провел совещание с активом барнаульской организации ВКП(б) с участием представителей бийской и рубцовской окружных организаций.

Я командирован к вам в Сибирь на короткий срок. Мне поручено помочь вам в деле выполнения плана хлебозаготовок” - так начал свое выступление Сталин. Потом он рассказал, видимо, сочиненную историю о том, как в одной из деревень под Барнаулом ему долго пришлось уговаривать кулаков сдать хлеб. В конце концов один из них подошел к Сталину и спросил: “Ну и сколько тебе, кавказец, этого хлеба надо ?” И далее про то, что обнаглевшие кулаки смеют диктовать свою волю власти, а должно быть, вообще-то, наоборот.

Вот отрывок из его выступления:

“Я объездил районы вашего края и имел возможность убедиться, что у ваших людей нет серьезной заботы о том, чтобы помочь нашей стране выйти из хлебного кризиса. Урожай у вас, можно сказать, небывалый. Хлебных излишков у вас в этом году больше, чем когда-либо, а план заготовок не выполняется”.

Сталин задумал провести на Алтае показательные процессы - осудить по ст. 107 УК РСФСР за несдачу хлеба в каждом по пять-десять человек и конфисковать у них излишки в пользу государства с тем, чтобы 25% конфискованного зерна было распределено среди бедноты и малоимущих середняков. Причем преследования проводить от имени прокуратуры.

“Вы увидите скоро, что эти меры дадут великолепные результаты и вам удастся не только выполнить, но и перевыполнить план хлебозаготовок ”, - заявил Иосиф Виссарионович.

Последствия приезда

Приезд Сталина в Сибирь стал своеобразным преддверием коллективизации. Была поставлена задача - объявить войну кулакам. Правда, не все партруководители в Сибири разделяли точку зрения Сталина, помня еще крестьянские бунты в начале 20-х, и боясь, что новые репрессии вновь подорвут авторитет Советской власти в глазах народа. Но время шло, и указание нужно было выполнять.

В селах стали проводить аукционы наоборот. Делалось это так. Конфисковывали, к примеру, у кулака корову, стоимость которой была около 100 рублей. И продавали ее тем, кто меньше всего за нее предложит денег. В результате корова доставалась новому хозяину… за копейку. Все имущество состоятельных крестьян фактически растаскивалось. Только в Рубцовском округе в 1928 году были репрессированы 23 крестьянина.

По Алтаю и ряду других регионов страны вновь прокатились крестьянские восстания. В одном из восточных районов края бывший красный командир даже создал что-то наподобие партизанского отряда. Но сильного лидера, который объединил бы недовольных политикой государства крестьян, не было. Поэтому бунты вскоре были подавлены. А репрессии только ужесточились. Так, к весне 1930 года только на Алтае было намечено выселить на север Сибири 11893 семьи, а это около 80 тысяч человек.

Проблему хлебозаготовок удалось решить, правда, частично. А что получилось из проведения массовой коллективизации, мы с вами знаем. Увы, но лучшие представители сибирского крестьянства, те, кто действительно умел и хотел работать на земле, были уничтожены.

Максим УСОВ.

P.S. За помощь в подготовке материала автор выражает благодарность Юрию Дьяченко, преподавателю кафедры новейшей отечественной истории АлтГУ, а также сотрудникам Алтайского государственного краеведческого музея.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость