Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Александр Гнездилов: "Скифская арфа может стать брендом Алтайского края"

В мастерской Александра Гнездилова нет модных гитар и фортепиано, зато есть гусли, домра-банджо, икили, топшуры, варганы и шаманские бубны. Самым знаменитым творением народного мастера Алтайского края стала скифская арфа, находящаяся в забытьи 2,5 тысячи лет. "Маркер-Экспресс" встретился с Александром и узнал, как он стал мастером, пробудившим у многих людей интерес к редким музыкальным инструментам.

Пернатый символ

Алтайская краевая общественная организация "Центр многострунных инструментов народов Алтая", основанная Александром Гнездиловым, существует с мая прошлого года. Эмблему долго придумывать не пришлось: лирохвост, названный так из-за своего эффектного "музыкального" хвоста, как нельзя лучше обозначил детище алтайского мастера.

– Целый год центр просуществовал на средства нашего семейного бюджета, а после мы стали участвовать в конкурсах на гранты и субсидии. Сейчас мы изготавливаем гусли по губернаторскому гранту, а на средства субсидии краевой администрации доделываем костюмы для нашего семейного ансамбля, который мы недавно презентовали в Шипуновской детской школе искусств имени В. Т. Христенко и детском саду № 81 г. Барнаула на творческих встречах-концертах представителей АКОО "ЦМИНА".

Семейный ансамбль Гнездиловых (отец и сын) называется "Самогуды", как и уникальные гусли, ставшие "фишкой" мастера. Он создал целую серию "наследников" этих старинных русских инструментов – от маленьких шестиструнных гуслей для детей до больших клавишных на съемных ножках.

– Все свои творения я стараюсь усовершенствовать: расширяю диапазон, увеличиваю громкость и богатство звука, делаю инструмент удобнее, прочнее, легче. К примеру, клавишные "Самогуды" у меня весят всего от 6 до 12 килограммов, а "Садко" – 35. На моем варгане в отличие от традиционного можно извлекать звук на вдохе, удерживая его только зубами.

В копилке мастера – уникальные, им изобретенные инструменты с российскими патентами, вошедшие в "Энциклопедию музыкальных инструментов народов мира": домра-банджо, балалайка-банджо, лира колесная, гусли "Самогуды", варган "Сибирский". Но главным творением мастера по праву считается сибирская античная (скифская) арфа.

– Древний инструмент был создан мною без чертежей, по результатам раскопок (его остаткам, хранящимся в Эрмитаже), рассказам коренных алтайцев. Новая арфа всегда совершеннее предыдущей. Даже семи струн для такого инструмента недостаточно, и я придумал ползуны, которые перемещаются по струнам, изменяя высоту звука и расширяя диапазон.

Родом из детства

В Шипуновском районе, откуда родом Александр Гнездилов, когда открыли детскую музыкальную школу, он сразу же записался на два инструмента: баян и фортепиано.

– Я с детства интересовался очень многими вещами. Мне всегда  интересно учиться, узнавать что-то новое. Но по-настоящему меня тогда увлекла именно музыка.

Не просто увлекла – музыка стала жизнью этого человека. После школы он окончил музыкальное училище, а после был директором ДМШ в селе Хлопуново того же Шипуновского района. Инструменты приходилось ремонтировать самому и в "музыкалке", и в оркестре "Сибирь", где музыкант играл на балалайке-альт. Как-то, распиливая отборную ель для музыкальных инструментов, Александр травмировал кисть руки циркулярной пилой. После этого он мог стать "одноруким", но уже через полгода снова играл в оркестре. Когда Александру смогли найти замену, он стал мастером. Так страшная травма превратила талантливого музыканта в не менее талантливого создателя инструментов.

Город народных инструментов

– Моя мастерская находится у меня дома. В моей копилке есть и духовые инструменты:  жалейки, владимирские рожки. Процесс "озвучивания древесины" непростой: подходящие заготовки  нужно выдерживать около 10 лет,  выдалбливать или выпиливать нужную форму, вырезать изгибы, затем вощить или покрывать специальным лаком.

Инструменты, сделанные руками мастера, находятся во многих городах России и за рубежом. На его скифских арфах играли музыканты рок-группы "Дядя Го" в организованной Гнездиловым этномедитативной группе "Скифы", а сейчас они находятся у музыкантов московского Театра песни Е. Камбуровой.

Популярность народных инструментов в крае и стране невысока. Александр сокрушается, что хорошие музыканты и мастера уезжают в другие города "за лучшей жизнью". Но дело его активно развивается: АКОО "ЦМИНА" сотрудничает с центром эстетического воспитания детей "Песнохорки", ансамблем народной музыки "Жалейка", АГОРНИ "Сибирь" им. Е. И. Борисова и ведущими музыкальными мастерами края.

– Хочется, чтобы обучение на гуслях в нашем крае набрало силу. Второй год на них учат играть в ДМШ № 1 им. А. К. Глазунова г. Барнаула и в ЦЭВД "Песнохорки". Как обеспечу детей гусельками, сразу продолжу распространение скифской арфы. Популяризировать редкие инструменты необходимо. Та же скифская арфа идеально подходит для бренда Барнаула! Чем Алтай хуже других регионов, где есть свои узнаваемые творения – пряники, самовары, кружева?

Алтай – родина уникальной скифской арфы. Есть чем гордиться. Лишь бы мастер, возродивший легенду, не покинул город вслед за другими талантливыми "народниками". Но Александр Гнездилов нас успокоил.

– Мне комфортно работать в нашем тихом спокойном городе. Так зачем же ехать куда-то еще?

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии