Потребитель

"Алтайская мода перебьет любую!" В советское время одежда наших модельеров украшала столичные журналы

В 1962 году в Барнауле можно было увидеть манекенщиц, прогуливающихся по Ленинскому проспекту в прежде невиданных… пончо. Так Алтайский дом моделей знакомил барнаульских женщин с новинками модной одежды. Начиная с 1960-х годов модные показы проводились даже в сельских домах культуры: советские люди должны были знать, как полагается сидеть костюмчику и какой длины ультрамодная юбка. Индустрия моды вплоть до начала 90-х развивалась централизованно и в заданном "сверху" направлении.

Одежда для масс

Модные направления для всей страны задавал Всесоюзный институт ассортимента изделий легкой промышленности и культуры одежды (ВИАЛЕГПРОМ). На его показы в Москву съезжались представители домов моделей со всей страны. Получив "центральную установку", они возвращались домой и создавали свои коллекции. Разрешалось черпать идеи и из зарубежных журналов - но только идеи, а не готовые модели. Иногда удавалось взять под расписку и образцы импортной одежды - в процессе "изучения" их можно было даже полностью распороть.

Всего в СССР действовало 34 дома моделей, в Сибири - только два: в Барнауле и Новосибирске. Алтайский дом моделей был создан в 1959 году. Его художники-модельеры проектировали одежду, которую впоследствии выпускали многие фабрики, в том числе и за пределами края.

- Каждая модель проходила два художественных совета, - вспоминает Сталина Малышева, художественный руководитель Алтайского дома моделей с 1962 по 1986 год. - Первый - внутренний, обсуждение внутри коллектива, на втором присутствовали специалисты алтайских фабрик, торговли, партийные чины. Параллельно швейные предприятия отбирали для себя модели, которые они хотели бы запустить в массовое производство. Отдавали предпочтение именно нашим разработкам, потому что антропологические характеристики жителей Алтайского края отличаются от других регионов. Например, московские демисезонные пальто были нашим женщинам узкими в рукавах и плечевом поясе.

Каждый год Алтайский дом моделей создавал две промышленные коллекции, которые поступали в производство. Чтобы представить его масштабы в те годы, достаточно привести такой пример: на фабрике "Авангард" в Барнауле (пошив легкого платья) только в смену работали 1500 человек! А на одном из бийских предприятий конвейер из 79 человек за 15 минут выдавал готовое швейное изделие.

Разрабатывали в Алтайском доме моделей и выставочные коллекции, причем их выпуск нередко был приурочен к определенным событиям в стране. Например, в 1980 году хлопчатобумажный комбинат в Барнауле выпустил ткань с эмблемой Олимпиады. Из нее незамедлительно были созданы выставочные образцы. Их демонстрировали на показах мод в Барнауле и районах края, по местному телевидению.

Платья по заказу

Те, кто не желал довольствоваться массовой продукцией, шли в ателье. В середине 1970-х годов в Барнауле их было 26 плюс Дом моды, по нескольку в других городах края и как минимум одно в каждом районе.

Чтобы и эти центры по пошиву одежды не отставали от моды, их курировала экспериментальная лаборатория "Алтайкрайшвейбыта", к середине 80-х преобразованного в Краевой дом моделей (КДМ). Специалисты предприятия регулярно ездили на республиканские семинары, узнавали там о новых тенденциях, создавали коллекции (более смелые и творческие по сравнению с теми, что шли в массовое производство!), затем обучали коллег из разных ателье. Так мода проникала в самые отдаленные уголки Алтайского края. В Барнауле же модные показы всегда были большим событием, проводились во время городских праздников, а также на предприятиях и даже в ресторанах.

- Для показов всегда хотелось создать яркие оригинальные модели, которые хорошо смотрелись бы с подиума, - говорит Галина Моторинская, художественный руководитель экспериментальной лаборатории КДМ. - После демонстрации одежды высокое руководство нас все время заставляло "спуститься на землю" и выговаривало, если на манекенщицах были слишком короткие юбки или слишком большие вырезы у блуз. Говорили, что надо создавать одежду не только для высоких и стройных женщин, но и для маленьких и полных.

Ни Краевой дом моделей, ни ателье не знали недостатка в клиентах. Скорее наоборот - желающих сшить себе одежду было слишком много.

- Люди приходили за час до открытия, - вспоминает Ольга Попова, художник-консультант КДМ. - Я в то время принимала заказы и помню, какие выстраивались очереди. Прием заказов был ограничен - всего 20-30 в день, поэтому многие были вынуждены приходить не один раз. В то же время ателье постоянно контролировали, соблюдается ли производственный цикл и успевают ли мастера вовремя исполнять заказы.

Ажиотаж вокруг работы ателье подогревался ажиотажем вокруг тканей, которые и в 60-е, и в 80-е были в огромном дефиците. Особенно модные и тем более импортные. Ткани поступали в ателье по разнарядкам, причем если в какой-нибудь райцентр приходил в большом количестве синий материал, то через некоторое время весь район начинал носить синюю одежду. Было и такое понятие - неходовая ткань. Если на складе КДМ ее оказывалось слишком много, художники-модельеры получали задание придумать одежду, в которых ей нашлось бы применение.

… "Наша алтайская мода перебьет любую моду", - любил повторять Петр Рыков, начальник управления бытового обслуживания в 1980-х годах. Вообще, по свидетельствам тех, кто "делал" советскую моду на Алтае, в нашем крае легко приживались даже ультрамодные идеи. А модели из наших коллекций запросто можно было встретить на страницах всесоюзных модных журналов, на выставках и подиумах в Москве, Венгрии, Китае.

Девушки с подиума

Начиная с 1960-х годов в домах моделей обязательно работали манекенщицы. Как и сейчас, непременно высокие - ростом не ниже 170 см. Их учили правильно ходить по подиуму, демонстрировать одежду. На вопрос, где же брали манекенщиц, Сталина Малышева ответила так:

- На танцплощадках, в школах, иногда просто приглашали девушек с улицы.

Многие алтайские манекенщицы успели засветиться на страницах столичных журналов мод, устроились работать в московские дома моделей.

Наряду с манекенщицами, которые выходили на подиум, в Алтайском доме моделей были и женщины стандартных размеров (46-го или даже 52-го) - с "оглядкой" на них и проектировали одежду для массового производства.

Срок за джинсы

В 70-е и 80-е годы в СССР в моде были джинсы, однако их приходилось доставать только по блату "с базы" или на барахолке у спекулянтов за бешеные деньги. Для сравнения: в 1986 году в Барнауле на "толкучке" цена джинсов доходила до 180 рублей, в то время как зарплата инженера составляла 115 рублей, а метр ситца вообще стоил 79 копеек!

Больше всего, конечно, ценились импортные джинсы - настоящие, фирменные. Между тем выпускать джинсы пытались и наши фабрики, но из-за того, что ткань была неподходящего качества, выглядели они скорей как рабочая одежда, а отнюдь не как "писк моды".

В 1986 году в Барнауле прошел показательный процесс, и группа молодых барнаульцев была осуждена за пошив и продажу джинсов. Ребята шили их на дому на заказ, причем получались брюки отменными - и модные, и сидели как надо. "Джинсовые мастера" получили разные сроки - от условных до двух лет тюрьмы. По иронии судьбы, срок заключения истек в самом конце 1980-х, когда как раз была разрешена коммерческая деятельность.

Белое пальто и розовый свитер

Вспоминает барнаульская художница Юлия Кикоть:

- В 1987-1989 годах я работала в экспериментальном ателье объединения "Трикотажница", разрабатывала эскизы декоративной вышивки для эксклюзивной одежды. Одежда у нас изготавливалась по индивидуальным лекалам, некоторые относились к нашему творчеству настороженно, но были у ателье и постоянные клиенты.

В это время остромодным было креативное соединение материалов: мы комбинировали драп с трикотажем, украшали одежду пайетками, тесьмой и даже стразами, которые тогда только появились. Было очень много ручной работы: покупали шелк, красили его, изготавливали цветы, унизывали их стразами, вышивкой…

Занимались мы и нестандартными фигурами - к нам приходили люди, которые не могли носить одежду, сшитую по нормативам ГОСТа. В эти годы ЦУМ был завален однотипными пальто вишневого и серого цвета, а мы изготавливали на заказ белоснежные мужские пальто и розовые свитера!

Модные тенденции

Во второй половине ХХ века мода не менялась так стремительно, как сейчас, и многие тенденции были актуальны не один год. От западной наша мода отставала на три-четыре года, поэтому даже самые отчаянные советские модники за рубежом выглядели "белыми воронами".

1960-е: впервые появляются брючные костюмы для женщин, мини-юбки, а также пестрые рубашки для мужчин.

1970-е: в моде мини-юбки и юбки до середины икры, брюки - непременно клеш с накладными карманами. Актуальны укороченные куртки, приталенные пальто, обувь на платформе или широком устойчивом каблуке. Советский образец модницы тех времен - Барбара Брыльска в роли Нади в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!".

1980-е: популярен Х-образный силуэт, а также обтягивающие платья, мини, леггинсы, широкие декольте. Одна из главных тенденций в женской одежде - большие плечи, которые подчеркивали в дамах деловитость и самостоятельность. В повседневной одежде женщин преобладают платье-труба или юбка-труба, а также широкие брюки, клетчатые костюмы (пиджак, мини-юбка), длинные свитеры и плиссированные юбки. Идеал того времени - Мадонна, блондинка с яркими, сильно накрашенными губами и загорелой кожей, с начесанными наверх или просто сильно взлохмаченными волосами.

1990-е: все носят кожу и джинсы, причем зачастую сомнительного качества. В моде минимализм и стиль "унисекс". Именно в это время леди поняли, что на работу можно ходить в джинсах и грубых балахонах.

Алина СОЛОМИНА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость