Бузить здесь запрещается!

На семинаре по вопросам энергетики собрали руководителей компаний и специалистов, отвечающих на предприятиях за энергоснабжение.Организаторы сразу предупредили: "бузить" не следует. Однако послушались не все.

Начальник отдела механизации ГУСХ Алтайского края Владимир Колтаков (на фото - слева) как мог сдерживал негативный настрой слушателей семинара по энергетической тематике.
Начальник отдела механизации ГУСХ Алтайского края Владимир Колтаков (на фото - слева) как мог сдерживал негативный настрой слушателей семинара по энергетической тематике. Фото: Павел Водопьянов. altapress.ru

Недовольство по поводу новых тарифов и деятельности энергокомпаний в целом было ожидаемым. Поэтому начальник отдела механизации ГУСХ Владимир Колтаков, который 10 марта проводил уже третий подобный семинар, пообещал, что укажет на дверь любому, кто начнет вести себя некорректно. "Мы попросили специалистов дать ответы на вопросы, в которых плаваем. Плаваем плохо, – объяснил он суть семинара. – Мы уже собирали ваших коллег. Они начали бузить. Я был вынужден сказать: "Прошу покинуть зал!" Для убедительности он добавил: "Для отдельных людей, чем хуже – тем лучше. Если есть вопросы, то, как в школе, поднимайте руку".

В зале было несколько десятков человек. Подавляющее большинство – представители агропредприятий из сельских районов. В первом ряду разместились известные своей активной работой в АСП Татьяна Ларина и Людмила Замышляева. За ними – Юрий Ряполов, руководитель Координационного совета предпринимателей при главе Барнаула.

Перед аудиторией на экране развернули большую схему электрических сетей Алтай­ского края. Владимир Колтаков констатировал, что реорганизация энергоструктуры завершилась и "это не наше желание". Он еще раз отметил, что руководители предприятий до сих пор плохо разбираются в теме энергоснабжения. Поэтому начальнику отдела Управления Алтайского края по промышленности и энергетике Александру Морозову было предложено рассказать, как выглядит реформированная энергосистема региона и страны. Из его речи участники семинара вынесли, что в крае действует восемь ТЭЦ, которые принадлежат различным организациям и обеспечивают 50% потребляемой электроэнергии. "Вторая половина поставляется из-за пределов региона", – уточнил он. В Алтайском крае общая протяженность линий электропередач самая большая в СФО, что влияет на рентабельность бизнеса энергетиков. "Да, в Алтайском крае тарифы самые высокие. Но темп роста в послед­ние годы снижается", – возможно, успокоил участников семинара Александр Морозов.

Юрий Ряполов спросил его, почему дробление рынка и увеличение числа энергокомпаний, которые должны были конкурировать между собой, привели к росту тарифов. "Мы хотели как лучше, а получилось – как всегда…" – начал было отвечать г-н Морозов. "Нет, это не мы хотели! Разделяйте, пожалуйста", – не захотел быть причисленным к реформаторам энергетического рынка Владимир Колтаков. "Мы, мы, – настоял на своем Александр Морозов. – Мы же – россияне". Он объяснил, что попытка ввести в стране конкурентные продажи энергии привела к тому, что местным производителям электричества пришлось задуматься о снижении его стоимости. Потому что при тех расценках конкурировать с другими регионами они не в состоянии.

В дальнейшем, когда представители энергокомпаний отвечали на вопросы о техприсоединении, росте тарифов и включении в договоры новых пунктов, предусматривающих дополнительные расходы абонентов, тональность мероприятия была такова: реформа уже завершилась и никто ни в чем не виноват. Проблемы создают сами потребители, которые, например, не в состоянии просчитать на перспективу объемы необходимой энергии. По словам Александра Морозова, на самом деле это просто и требует наличия лишь компьютера, связи и специальной программы. "Как я могу прогнозировать, сколько печенюшек у меня купят?!" – эмоционально выкрикнул Юрий Ряполов. "Стоп-стоп! Я же предупреждал!" – начал гасить напряженность Владимир Колтаков.

Особенно горячо в зале было в тот период, когда обсуждалась тема взимания платы за технологическое присоединение к сетям. Владимир Шевченко, представлявший на мероприятии компанию "МРСК Сибири – Алтайэнерго", сообщил, что размер платы за каждый новый подключенный киловатт определяется в Главном управлении экономики и инвестиций. Делается это на основе заявок, поданных сетевыми компаниями. В крае тариф за техприсоединение не утвержден, "но работа ведется, мы документы подали". При этом на федеральном уровне установлено, что с начала 2009 года плата за подключение мощности не более 15 киловатт не должна превышать 550 рублей. "Нам за подключение 15 киловатт насчитали 168 тыс. рублей", – не выдержал сотрудник "Коротоякского элеватора. – Как это понимать?" Александр Морозов как представитель краевой власти авторитетно рекомендовал обращаться в Ростехнадзор, который в данном случае должен выступить аудитором и дать свою оценку. Владимир Шевченко добавил, что индивидуальный тариф применяется тогда, когда у сетевой компании нет возможности без технологических изменений осуществить увеличение мощности для конкретного абонента. "Мы строим для вас за ваши же деньги", – объяснил он.

Участникам семинара после этих слов легче не стало. Руку "как в школе" поднимали не все, в отдельные моменты одновременно два-три человека пытались озвучить свои вопросы-реплики. Александру Морозову пришлось защищать энергетиков. "С 2004 года я ни разу не видел у энергетиков хоть копеечной строчки "инвестиционная составляющая", – сказал он. – Потому что в ходе роста тарифов они не имеют такой возможности". Здесь же подключился Владимир Колтаков: "Когда вы звоните и материте энергетиков, вы не учитываете, что тариф утверждает Главэкономики. Сами энергетики не вправе повышать тарифы".

Еще стоит отметить краткий диалог, состоявшийся между Людмилой Замышляевой (Л. З.) и Александром Макаровым (А. М.), представителем "МРСК Сибири – Алтай­энерго". Он сообщил, что плата за реактивную энергию в настоящее время не взимается.

Л. З.: – Но ведь в договоре энергетики предлагают ее оплату в размере 8%!

А. М.: – Но ведь она существует!

Л. З.: – Не знаю…

А. М.: – Разбирайтесь с теми, кто вам это предложил, непосредственно. Но законодательно эта плата пока не установлена.

Татьяна Ларина открыто озвучила свой предварительный вывод по итогам энергетического семинара: "Понятно, что там незаконного много. И бороться против этого надо в каждом конкретном случае".

Сейчас в ГУСХ Алтайского края рассматривается возможность организации подобных семинаров на постоянной основе.

Мнение эксперта

Дмитрий Мертес,
заместитель гендиректора по правовым вопросам Ассоциации поддержки предпринимательства Сибири:

Дмитрий Мертес.
Дмитрий Мертес

В настоящее время энергоснабжающие организации (ЭСО) рассылают потребителям дополнительное соглашение к договору энергоснабжения с требованием изменить существующие условия на менее выгодные для потребителя. Речь идет об установлении числа часов использования энергии.

Многие потребители, полагая, что сопротивляться бессмысленно, подписали данное соглашение. Этим, по сути, они дали согласие на двукратное удорожание стоимости электроэнергии. Считая потребителя и ЭСО равными участниками гражданско-правовых отношений, не могу согласиться с подобной пассивностью абонентов.

В настоящее время Ассоциация поддержки предпринимательства Сибири ведет работу по оспариванию дополнительного соглашения тех потребителей, которые обратились к нам сразу после его получения. На каждое допсоглашение подготавливается протокол разногласий, с помощью которого оспаривается не только само соглашение, но и пункты договора энергоснабжения, противоречащие интересам потребителя и закону. Таким образом, в договор вводятся законные обязанности ЭСО, исключаются существовавшие ранее штрафные неустойки, меняется порядок определения и расчета безучетного потребления.

Более того, ЭСО включают в договоры завышенный расчет переборов, недоборов электроэнергии, а также потерь, в том числе в случаях их фактического отсутствия. Таким образом, ЭСО получают неосновательное обогащение, а потребитель – право обратиться в суд и вернуть свои деньги. В сегодняшнем договоре энергоснабжения не менее 45 пунктов нарушают интересы потребителя.

Многолетняя практика споров в энергетике, к сожалению, свидетельствует о том, что до сих пор стереотип об ЭСО – всемогущего монополиста – мешает потребителю принять правильное решение, поскольку из страха быть отключенным он готов подписать соглашения на любых условиях. Понимая, что суды руководствуются не стереотипами, а законодательством, которое сегодня ориентировано на потребителя, есть возможность существенно снизить затраты на электроэнергию.

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров