Экономика

Дошкольное образовательное учреждение в Барнауле — дело неприбыльное

В Барнауле 20 тыс. детей от двух до семи лет ожидают своей очереди в детский сад. Чем не аудитория для частных дошкольных учреждений? Однако инвестиции в детство не позволят накопить на старость: потенциальных инвесторов отпугивают расходы на "соответствие нормам" и объемная отчетность. Барнаульские предприниматели, которые на это решились, констатируют: хорошо, если подобное учреждение просто выстоит. О серьезной прибыли речь пока не идет.

Учить — дорого

Сегодня в Барнауле работает всего один официально зарегистрированный частный детский сад — "Апельсин". Для открытия такого учреждения необходимо собрать пакет документов, главный из которых — лицензия на образовательную деятельность. Именно ее, по единогласному мнению предпринимателей, получить труднее всего.

Елена Галицкая,начальник отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений краевого управления по образованию, сообщила, что госпошлина на заветную лицензию составляет 2,6 тыс. рублей. Получение бумаги упирается в заключения СЭС и госпожнадзора.

С 1 января этого года образовательным учреждениям выдают бессрочные лицензии (ранее они действовали не более пяти лет). Однако аккредитовав свою образовательную программу, организация обрекает себя на ежегодные проверки. "Нас контролируют Роспотребнадзор, пожарная служба, комитет по образованию и налоговые структуры. Регулярно", — подчеркивает Елена Воротникова, заведующая садом "Апельсин".

Предприниматели говорят, что найти и оборудовать помещение в  соответствии с СанПиНами ради одобрения санэпидемстанцией не только сложно, но и затратно. Хотя в санитарных нормах и правилах недавно появились послабления. Дошкольные учреждения теперь можно размещать на третьем этаже (ранее разрешались только первый и второй), совмещать игровую территорию и спальню. Анна Паутова,руководитель центра семьи и детства "Растем вместе", говорит, что только при новых СанПиНах ее организация в будущем сможет начать работу в формате частного детского сада.

Елена Шелепова— директор частного лицея "Сузуки", при котором работает и группа дошкольного образования. Она считает новые правила благоприятными для детей, но не для предпринимателей. "Соответствовать нормам все так же затратно. Чтобы получить лицензию пожарной службы, нам пришлось ставить сигнализацию, прорубать несколько проходов в здании, менять напольное покрытие, — сообщила г-жа Шелепова. — Это дорого. А штраф за несоблюдение правил может достигать 100 тыс. рублей".

Семейный вариант

Есть способ основать "детское" дело проще — в формате семейной дошкольной группы (СДГ). Под него подходят как домашние детские сады (по сути это няни для нескольких детей на дому), так и всевозможные центры и студии развития. И если в 2004 году этих учреждений в Барнауле было всего два, то сегодня зарегистрировано 39.

Семейные группы могут быть кратковременного пребывания (до пяти часов) или круглосуточными. Преимущество такого формата в том, что лицензия для него не нужна. Формально деятельность таких учреждений — "уход и присмотр за детьми". По факту развитием детей, конечно, занимаются, но по окончании занятий не выдают документов об образовании. Кроме того, для открытия СДГ не требуется разрешение Госпожнадзора, СЭС и прочих надзорных органов. Контролирующие инспекции могут посетить организацию только по жалобе родителей, чьи дети занимаются в группе.

Государство вроде бы поддерживает это направление. В городской администрации можно получить грант до 300 тыс. рублей. Кроме того, на сайте управления по образованию есть целый раздел под заголовком "Как открыть семейную дошкольную группу?". Там представлена пошаговая инструкция для безработного гражданина. Из нее следует, что после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ему перечисляется субсидия на бизнес 58 800 рублей и еще столько же за каждое со­зданное рабочее место.

Елена Шелепова считает такую сумму смешной. С этим согласны и другие владельцы образовательных дошкольных учреждений. Расходы на создание такого бизнеса и его ведение гораздо выше. Ведь правила организации помещений СДГ соответствуют тем же СанПиНам, что и частные детсады. И хотя постоянного госконтроля за ними нет, условия для детей должны быть не хуже.

"Я работаю год, прибыли пока нет. Когда я начинала, то пришлось закупать весь инвентарь на 15 человек: парты, занавески и прочее. Хорошо, что это дело не для заработка — мне просто нравится развивать ребят", — комментирует Лариса Терентьева,руководитель школы раннего развития "Маленький гений".

Метры против прибыли

Будучи семейной дошкольной группой формально, можно быть частным детским садом фактически. Именно таким путем пошел Владимир Гасанов,недавно объявивший об открытии частного детского сада "Птенчики России". Детсад рассчитан на 60 человек. Пока его посещают три ребенка.

Лицензии у сада нет. "Для упрощения процедуры открытия наша организация называется "сад присмотра", — уточняет предприниматель. Но даже для такой формы документы он собирал в течение полугода.

Самым сложным этапом г-н Гасанов назвал поиск помещения: на это ушло два месяца. Арендодатели были согласны отдать помещение под любую организацию, кроме детсада. Высказывали опасения по поводу ответственности за детей, к тому же не были уверены в рентабельности бизнеса. В итоге Владимиру Гасанову удалось арендовать помещение с правом выкупа. Ранее там располагалась клиника, поэтому ремонт понадобился косметический — на него ушло две недели. С оборудованием получилось еще быстрее — его завезли сразу после заказа.

Г-н Гасанов вложил в учреждение около 1,5 млн. рублей. Доходность, как полагает предприниматель, будет от 50 до 100 тыс. рублей в месяц, и окупаться он начнет не раньше чем через год. "Это в любом случае не те деньги, ради которых затевается реальный бизнес", — резюмирует руководитель "Птенчиков". Помимо этого учреждения он владеет ресторанным бизнесом и двумя частными охранными предприятиями. Говорит, если бы не это, вкладываться в дошкольное образование он бы не стал.

Руководитель госпроекта "Детские сады — детям" Екатерина Семеноваобозначила минимальную сумму для строительства здания под детсад в 70 млн. рублей. Не дешевле обойдется и покупка. Большая часть бизнесменов склоняется к аренде — и все равно эта статья расходов при работе детсада выходит самой затратной. Аренда одного квадратного метра у частного владельца недвижимости в центре Барнаула в среднем стоит 400–450 рублей в месяц, государственных помещений — 100–120 рублей.

Детскому саду "Апельсин" повезло: он арендует здание в государственной собственности. А вот для центра развития "Рост" такого не нашлось. Два года назад центр обращался к Елене Клюшниковой,руководителю фракции ЛДПР в АКЗС, с просьбой найти для организации площадь, но на ее запрос управление по образованию смогло предложить только помещения в очень плохом состоянии. Г-ну Гасанову администрация тоже предложила варианты, которые требовали миллионных вложений в ремонт.

Неудивительно, что желающих создавать бизнес в сфере дошкольного образования мало. Как показывает пример немногочисленных игроков рынка, для этого нужно быть либо серьезно увлеченным работой с детьми, либо подстраховаться параллельным бизнесом.

Главное — доверие клиента

Анна Паутова,
руководитель центра семьи и детства "Растем вместе":

Для успеха нужно иметь собственное ноу-хау. В нашем случае это подготовка будущих мам к родам. Мы на рынке уже восьмой год и недавно подсчитали, что за это время нашими клиентами стали около 15 тыс. человек. Для нас это огромная цифра. Продвижению способствовал, конечно, и наш интернет-магазин. Однако главное — доверие родителей. Это, пожалуй, самый существенный фактор в подобном бизнесе, для которого нужно прилагать немало усилий и вкладывать душу. Поэтому люди доверяют нам самое ценное — своих детей.

Родители давно просили организовать группу пребывания полного дня: в октябре она открывается в формате семейного детского сада. В дальнейшем планирую открытие еще нескольких групп. Наибольший спрос, как я могу отметить, на группы малышей от 1,5 до 2 лет. В любом случае образовательная деятельность имеет очень условную доходность. Качественно заниматься ею и много зарабатывать практически невозможно.

Частный детский сад — "долгий рубль"

Елена Воротникова,
заведующая частным детским садом "Апельсин":

Частный детский сад должен, во-первых, учитывать режим работы современных родителей. "Апельсин" работает с 8.00 до 21.00. Государственный садик работает до 18.00 – 19.00. Частный детсад реализовывает более обширный диапазон образовательных программ. У нас, к примеру, работают девять специалистов, и я сама много лет работала в детском саду воспитателем.

Но ключевое отличие — в отношении к ребенку. В частном детском саду оно личностно ориентировано. Такой подход в государственном детском саду невозможен. По СанПиНам в одной группе может находиться 20 человек, но в связи с острой нехваткой мест это число доходит до 30 и выше. У нас максимальное количество детей в группе — 15. В такой работе много нюансов: не думаю, что можно просто прийти "с улицы" и открыть частный детский сад. Это нельзя назвать бизнесом, это — "долгий рубль", который окупается не сразу. Но потом, если выложиться материально и духовно, будет вознаграждение.

Государ­ственные площади трудно­доступны

Владимир Гасанов,
владелец сада присмотра "Птенчики России", двух охранных предприятий "Пикет" и "Бекет" и гриль-бара My friends:

Место в нашем саду стоит 15 тыс. рублей в месяц. Цифра взята не с потолка. Ценник включает более хорошую мебель, игрушки и питание. Себестоимость пребывания ребенка в государственном детском саду 7,5–8 тыс. рублей, но там не предлагают и половины того, что дает наша организация. Поскольку я имею опыт в ресторанном деле, питание в моем саду соответствующее. По этой статье расходов у меня на одного ребенка уходит 250–300 рублей в день, а в государственном учреждении — 92.

Если бы я арендовал государственное помещение, цена за пребывание одного ребенка была бы минимум на 5 тысяч меньше. На месте чиновников, раз уж они так часто подчеркивают, что проблема с детскими садами кричащая, я бы просто отдавал предпринимателям во владение бесхозные помещения под частные детские сады.

Отдали бы мне хоть бывшую туберкулезную больницу, в которой нужно было бы менять все от пола до потолка, вложив 10 млн. рублей, я бы согласился! Если бы знал, что это будет мое здание под мое учреждение. Но у нас нет формы передачи государственной собственности под социальные объекты.

Рынок в цифрах

1 900 000 детей в России на сегодняшний день стоят в очереди на место в государственном детском саду.
51,3 тыс. государственных детских садов работает в России в 2011 году (в 1991 году их было 87,6 тыс.).
500 тыс. рублей — столько стоит создание с нуля одного места для дошкольника в детском саду.
200 млрд. рублей — столько выделило государство на строительство и ремонт детских садов в стране.
39 учреждений в крае зарегистрировано в качестве семейных дошкольных групп.
1 учреждение работает в Барнауле в формате частного детского сада ( "Апельсин").
8–15 тыс. рублей — стоимость посещения частного детского сада в Барнауле.
1,5 тыс. рублей — стоимость посещения государственного детского сада.
96 028 детей в Алтайском крае уже получают услуги дошкольного образования.
20 тыс. детей в Алтайском краве от двух до семи лет стоят в очереди на детский сад.
65% детских садов в крае действуют в сельской местности.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость