Жизнь

Как крестьянин Адриан Винокуров стал лидером зернового рынка

Мы продолжаем вести рубрику "История", посвященную известным алтайским предпринимателям и предприятиям начала XX века. В сегодняшнем выпуске речь пойдет о предпринимательской семье Винокуровых из Камня-на-Оби, которые столетие назад были одними из крупнейших зернопереработчиков и хлебных торговцев Алтая.

Родом из Тюменцева

Основателем семейного дела был Адриан Винокуров, вышедший из крестьянского сословия. Родом он был из села Тюменцева Барнаульского уезда. В 1876 году, когда ему исполнилось почти 30 лет, Адриан открыл торговлю на своей малой родине. Судьба была благосклонна к начинающему дельцу. Обороты торговли, как отмечают историки, с самого начала были значительными. Видимо, именно тогда Винокуров-старший понял, что его коммерческих способностей хватит на большее.

В начале XX века Адриан Винокуров с семьей перебрался в Камень, который тогда еще являлся простым селом. Именно здесь предпринимательский талант Адриана раскрылся в полной мере. Он приписался к купеческому сословию Барнаульского округа и основал один из крупнейших на Алтае торговых домов. Первоначально предприятие занималось хлебной торговлей, затем к ней добавилась мануфактурная. В магазине Винокурова продавались одежда, ткани, украшения и многие другие товары.

Винокуров-старший, как человек проницательный, понимал, что для успешного развития одной торговли недостаточно. Поэтому в 1907 году он построил в Камне паровую крупчатную мельницу, которая стала одной из наиболее крупных на Алтае. Она была способна перемолоть 800 тыс. пудов зерна в год. Управлял мельницей поляк Всеволод Петкевич, который стал мужем единственной дочери Адриана Винокурова – Феозвы. Забегая вперед, стоит отметить, что судьба приготовила Всеволоду печальный конец. Он, успешный управленец, а позднее политический деятель (накануне Октябрьской революции Петкевич возглавил местную городскую Думу), в 1920 году был расстрелян чекистами.        

В 1906 году, когда Адриан Винокуров разменял седьмой десяток, он вместе со своими детьми – Родионом, Степаном и Василием – учредил торговый дом "А. И. Винокуров с сыновьями". Основной капитал предприятия составил 90 тыс. рублей, а к началу Первой мировой войны достиг 2 млн. рублей. Когда в 1909 году Адриан скончался, дело полностью перешло к его сыновьям. Им удалось не только сохранить, но и приумножить отцовский бизнес. Одним из основных достижений стало продвижение в различные населенные пункты Алтая. Братья строили свои магазины и склады не только в Камне, но и в селах Родино, Тюменцево и других. Кроме того, они торговали в Новониколаевске, Томске, Иркутске. В 1914 году оборот торгового дома превысил 5,6 млн. рублей. По тем временам это была громадная сумма.  

Любитель Чехова

Семья Винокуровых интересна не только масштабами своего бизнеса, но и с точки зрения купеческого быта и образа жизни. Винокуровы жили в двухэтажном доме из красного кирпича, выполненном в формах эклектики с элементами классицизма. Здание увенчивали причудливые остроконечные башенки. На первом этаже, как это было часто принято в домах купцов, располагались торговые помещения. На втором – три квартиры с отдельными лестницами и выходами во двор. Здесь жило все многочисленное семейство, в том числе Феозва со своим мужем. Сейчас в этом здании находится Каменский государственный краеведческий музей, который был основан еще в 1920 году. Вокруг дома Винокуровых до сих пор ходит много легенд. По одной из них, в его стену замурован сундук с сокровищами. Но на того, кто попытается его достать, обвалится крыша.

Семья Винокуровых была сильна своими традициями. В доме регулярно проходили семейные вечера. На них, как писал историк Юрий Гончаров, женщины услаждали слух собравшихся игрой на фортепиано. Василий читал семейству вслух рассказы любимого им Чехова. Вообще, у Винокуровых была хорошая по тем временам библиотека. В ней можно было найти разные издания – от энциклопедий до книг на французском языке, который изучали дети. Не чурались Винокуровы и просмотра кинофильмов. Более того, уже упомянутый нами Всеволод Петкевич содержал один из первых в Камне "электротеатров" с романтичным названием "Лира". Он работал до 1919 года. 

Непременной частью жизни Винокуровых была благотворительность. В начале XX века Адриан вместе с четырьмя другими местными купцами на свои средства построил каменный Богоявленский храм. Кроме того, он заказал для этой церкви в Томске колокол весом в 61 пуд и доставил его в Камень по реке. Кстати, в атеистические 30-е годы XX века внутри храма поместили ликероводочный завод. Сейчас помещение находится в заброшенном состоянии, но продолжает оставаться одной из достопримечательностей обского города.   

"Шанхайский Диор"

В 1917 году после Октябрьской революции все три брата с семьями уехали в Харбин, а оттуда в Шанхай. В Китае они открыли торговлю сибирскими мехами, которая шла достаточно успешно. В числе клиентов Винокуровых были весьма состоятельные люди, в том числе жены европейских консулов. В эмиграции предпринимательское семейство прожило несколько десятков лет. Самый младший из братьев Винокуровых – Василий – умер в Китае. В 1955 году Родион и Степан вернулись в Москву. Первый из них прожил до 1968 года, второй – всего лишь до 1957-го. Феозва Винокурова после гибели мужа вместе с матерью и детьми жила в Новониколаевске. После окончания Гражданской войны они переехали в Томск, где в 1977 году единственная дочь Винокуровых скончалась. 

Наиболее успешно жизнь сложилась у дочери Родиона Винокурова – Лидии. Она смогла стать известным модельером и дизайнером. В Китае ее называли "шанхайским Диором". Позднее Лидия переехала во Францию. Там она зарекомендовала себя как отличный скульптор и ювелир. Кстати, именно Лидия в 1990-е годы передала Каменскому музею множество документов, связанных с семейством.

Когда изучаешь историю Винокуровых, первое чувство, которое начинаешь испытывать к ним, – жалость. История интеллигентной, талантливой и успешной предпринимательской семьи была искорежена жестокой Октябрьской революцией. По ним, как и по многим деловым людям Российской империи, прошлось губительное "красное колесо". В эмиграции Винокуровым уже не удалось наладить бизнес в прежних масштабах.

Справка

В начале ХХ века в Камне находилось правление торгового дома купца Александра Хомутова, который он учредил вместе со своей супругой Марией. Семья Хомутова также проживала в Камне. Здесь у него были двухэтажный дом и две лавки. Кстати, до недавнего времени в бывшем особняке купца располагалось медицинское училище. 

Известным в деловых кругах Сибири был и другой купец – Михаил Фальков, который, как и Адриан Винокуров, построил в Камне в 1907 году паровую крупчатную мельницу годовой мощностью 500 тыс. пудов зерна.

В обском городе вели свою предпринимательскую деятельность купцы Зорин, Пудовкин, Симонин, Чайгин. Стоит отметить, что в усадьбе Зорина сейчас располагается каменское управление Пенсионного фонда РФ.

Источники: энциклопедия "Предприниматели Алтая", www.dic.academic.ru.

В начале XX века в Камне работали три паровые крупчатые мельницы.

Опрос: что сегодня мешает развитию бизнеса в Камне-на-Оби?

Сергей Великов,
руководитель представительства АСП в Камне-на-Оби:

У нас те же самые проблемы, что и у всех предпринимателей Алтайского края. Во-первых, сложность доступа к заемным ресурсам. Банки если и выдают кредиты, то под слишком высокие проценты. При этом они требуют от заемщика наличия солидной залоговой базы, которая есть далеко не у всех. Вторая проблема – проверки со стороны надзорных органов – Роспотребнадзора, налоговой инспекции, пожарной охраны и т. д.

Я считаю, что для стимулирования развития бизнеса государство должно добиться от банков уменьшения процентных ставок и требований к залогу. Нужно свести к минимуму количество проверок со стороны надзорных органов. Кроме того, необходимо снизить налоги для предпринимателей, а малый и средний бизнес, особенно в сфере производства, вообще освободить от налогов на несколько лет. Ведь именно развитие малого предпринимательства будет способствовать выходу страны из экономического кризиса.

Ольга Федотова,
председатель комитета по экономике администрации Камня-на-Оби:

Абсолютно ничто не мешает. Банки, городской Центр занятости населения и администрация города идут навстречу предпринимателям и способствуют развитию бизнеса. Предпринимательство – одна из сфер, которая лучше всего развивается в Камне-на-Оби.

Виктор Климкин,
генеральный директор "Каменского металлозавода":

Администрация города не занимается развитием местного бизнеса. Практически все муниципальные заказы выполняют фирмы из Барнаула. Приведу пример. Недавно понадобилось установить пластиковые окна в каменской поликлинике. У нас в городе есть два производителя подобной продукции, в том числе наше предприятие. Однако окна закупили у компании из краевой столицы. И такие случаи бывают постоянно. На мой взгляд, они существенно тормозят развитие местного предпринимательства.

Роман Ветлугин,
начальник проектного отдела "БТИ Камня-на-Оби":

По-моему, развитию бизнеса в нашем городе нет особых преград. Проблемы с проверками со стороны контролирующих органов есть только у предприятий, которые нарушают законодательство. Те же компании, которые следуют закону, подобных проблем не имеют. 

Главное – деловая хватка

Валерий Скубневский,
заведующий кафедрой отечественной истории АлтГУ:

Винокуровы занимали первое место среди хлебных торговцев Алтая. Об этом свидетельствуют солидные обороты их фирмы, которые накануне Первой мировой войны достигали 5–7 млн. рублей в год. Больше ни одно алтайское предприятие таких оборотов не имело.

На мой взгляд, Винокуровы смогли добиться успеха благодаря двум обстоятельствам. Первое – деловая хватка отца семейства Адриана Винокурова, которая передалась его сыновьям. Второе – удачный выбор места для ведения бизнеса. Ведь Камень был удален от всех крупных торговых центров. Через каменскую пристань в село шли большие партии зерна, производство которого постоянно росло. А основными его покупателями и переработчиками были именно Винокуровы. В Камне у них не было серьезных конкурентов. Это позволило семье занять лидирующие позиции.

Винокуровы были одними из многих предпринимателей, вышедших из крестьянской среды. Путь "из крестьян в купцы" вообще был типичен для русского купечества. Примером могут служить знаменитые Морозовы и Рябушинские, которые были выходцами из крестьянского сословия. Что касается Алтая, то здесь тоже было много известных предпринимателей. Например, барнаульские и бийские купцы Морозовы. Переход в купцы был делом несложным. Для этого человеку необходимо было иметь капиталы, вложенные в какое-то дело. Городские управы продавали купеческие гильдейские билеты, которые необходимо было покупать каждый год. Кстати, интересно, что Винокуровы, проживавшие в Камне, относились к барнаульским гильдейским купцам. Такое было допустимо.

После Октябрьской революции у представителей алтайского купечества было три варианта действий. Первый – остаться жить в том же месте. Этот путь был самым опасным, потому что многих оставшихся репрессировали. Примером тому может служить история братьев Бородиных, владельцев текстильной фабрики в Бийске. Один из них остался в родном городе и был расстрелян, а другой эмигрировал в Японию и выжил.

Второй вариант – переехать в другой регион России. Именно так произошло с семьей купца Ивана Федулова. Его две дочери неожиданно для всех вышли замуж за красных командиров. Они уехали в Москву и забрали с собой отца и мать. В общем, спасли родителям жизнь. Третий вариант – эмигрировать. Именно так поступила семья Винокуровых. За рубежом они не затерялись, продолжали заниматься коммерцией. Их потомки живут в разных странах мира, среди которых США и Франция. Некоторые из них проживают в России, а именно в Москве и Новосибирске.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость