Экономика

Не вменяемый налог

Структуры, занимающиеся поддержкой малого и среднего бизнеса, всерьез обеспокоились нежеланием властей принимать новую версию единого налога на вмененный доход. 13 ноября в администрации Алтайского края состоялось заседание межведомственной комиссии по устранению административных барьеров (МВК) при губернаторе, практически полностью посвященное именно этому вопросу. Однако, положа руку на сердце, шансов на успех в этой лоббистской борьбе у предпринимателей не так уж много.

Глава Налогового кодекса о едином налоге на вмененный доход была подписана президентом в июле текущего года и включает в себя шесть видов деятельности, которые могут быть переведены на эту систему налогообложения - бытовые и ветеринарные услуги, услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспорта, общепит, розничная торговля и автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов. Список этот сокращен по сравнению с прежней редакцией закона как минимум в два раза. Самый яркий пример - автозаправочные станции, которые были "скинуты" с подножки поезда в последний момент. Однако решать, какие из видов деятельности будут переведены на единый налог, должны региональные власти, принимая на местах соответствующие законы. На федеральном уровне определены размеры базовой доходности каждого из видов деятельности, которые могут быть подкорректированы с помощью соответствующих коэффициентов региональными властями.

В регионах довольно нервно восприняли принятие дополнений в Налоговый кодекс. Во-первых, считается, что в существующем виде законопроект работать не сможет. Один из корректирующих коэффициентов К1 рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли, оценка которой в регионах еще далека от завершения. Во-вторых, ожидается снижение поступлений в местный бюджет - новый налог выглядит гораздо либеральнее прежнего. Учитывая, что все это происходит на фоне отмены оборотных налогов (например, налога на пользователей автодорог), бывших для региональных властей своеобразным финансовым костылем, повода для радости у "регионалов" действительно не много. Тем не менее, новые региональные законы о едином налоге на вмененный доход уже приняты в Омской и Новосибирской областях. В Омске из "вмененки" по воле местных законодателей выпали ветеринары и услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспорта, а в Новосибирске - автоперевозчики и общепит. В Кемерово над возможностью принятия нового закона пока думают. Власти Кузбасса, похоже, окончательно решили вводить налог только с 1 января 2004 года.

В Барнауле 13 ноября на МВК, как и предполагалось, мнения сторон оказались противоположными. Исполнительный директор Алтайского союза предпринимателей Эдуард Черченко передал председательствовавшему на комиссии вице-губернатору Николаю Чертову текст обращения, в котором недвусмысленно требуется принятие закона по всем шести видам деятельности. По мысли предпринимателей, новый единый налог на вмененный доход бюджету не навредит. Наоборот, навредит его непринятие, поскольку предприниматели опять уйдут "в тень" и начнут разрабатывать схемы увода доходов от налогообложения. Как известно, делать это они умеют. Кроме того, применение нового налога на территории края записано в программе поддержки малого предпринимательства на 2002-2004 годы.

А заместитель председателя комитета администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике Алексей Легостаев, например, заявил, что принятие регионального закона на сегодняшний день нецелесообразно, поскольку работать он все равно не сможет из-за сложностей с кадастровой оценкой земли. По его мнению, гораздо целесообразней дождаться внесения изменений в Налоговый кодекс, приостанавливающих действие коэффициента К1. Предпринимателям Алексей Легостаев посоветовал переходить на упрощенную систему налогообложения. Среди присутствующих бизнесменов восторга это предложение не вызвало. Подводные камни "упрощенки" известны уже всем, а для торговли эта система и вовсе невыгодна, поскольку в расходы, на которые разрешается снижать налогооблагаемую базу, не включены закупки товара. В чем, правда, усомнилась директор аудиторской фирмы "Лифо-аудит" Людмила Семочкина, считающая, что, судя по тексту главы об упрощенной системе, расходы на покупку товаров должны вычитаться из налогооблагаемого дохода. Просто необходима арбитражная практика на этот счет.

Как бы то ни было, шансов у предпринимателей пролоббировать выгодное им решение не так уж и много. Для того, чтобы закон вступил в силу с 1 января 2003 года, необходимо успеть принять и опубликовать его еще в ноябре этого года. Даже несмотря на то, что председатель Алтайского краевого союза потребительских обществ и депутат АКСНД Виктор Красилов уже подготовил законопроект, добиться его принятия будет весьма сложно. Власти требуются расчеты о том, как повлияет введение налога на территории края на собираемость налогов. Понятно, что ответы на этот вопрос будут разными - в зависимости от того, кто их будет готовить. И какому варианту власть поверит больше - предпринимательскому или рожденному в стенах администрации, еще большой вопрос.

Впрочем, такую пессимистическую оценку большинство предпринимательского актива не разделяет. Хотелось бы верить оптимистам. Ведь в случае принятия закона это будет первый успешный опыт лоббирования краевым малым бизнесом своих интересов. Все прочие попытки закончились провалом - достаточно вспомнить налог с продаж. В любом случае, определяющей для единого налога на вмененный доход будет текущая неделя. На ней многое и решится.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость