Экономика

Оружие XXI века

В европейской части России многие руководители компаний начали вкладывать деньги в собственную защиту от информационно-психологического воздействия. Наемные специалисты получают по 3-4 тысячи долларов за то, что ищут так называемые психологические "мины", вычисляют "информационных киллеров" и охотятся на психопрограммистов. Не исключено, что это веяние вскоре станет актуальным и для нашего региона. Так, на Алтае для бизнесменов впервые стали оказываться консультации по информационно-психологической безопасности на основе специальной системы "Грифон", которую разработал Андрей Коробейщиков, специалист по информбезопасности компании "Ирокез-Холдинг".

Такие разные фобии

Психологические "мины" недаром называют оружием XXI века. Закладывая их, злоумышленники не совершают ничего противозаконного. Утром, когда барнаульцы добираются на работу, в переполненном автобусе, проезжающем мимо известного в городе торгового центра, один пассажир громко говорит другому: "Слышал новость? Вчера застрелили владельца этого магазина". И называет его фамилию. Варианты могут быть разные - "взорвали машину", "обстреляли офис", "сожгли гараж"... В целом же достигается первая промежуточная цель - по городу начинают распространяться слухи, обрастая при этом все новыми подробностями. Вскоре о своих "неприятностях" узнает и объект психологического воздействия.

- Вообще, психологическое давление осуществляется на человека постоянно, - считает Андрей Коробейщиков, - и уж тем более в бизнесе. Самый элементарный метод - это убеждение. Но есть более тонкие моменты. Это уже искусство, которым занимаются профессионалы. Я имею в виду закладку информационно-психологических "мин-растяжек". Мина - условное, но подходящее название, потому что это определенный информационный блок, который закладывается сейчас, а срабатывает, например, через полгода.

Автор системы "Грифон" говорит, что один из первых этапов закладки "мины" - это изучение слабых сторон объекта: "Фобией может быть боязнь человека переходить дорогу, боязнь воды, негативное восприятие какого-то спектра цветов и так далее. Этим и пользуются люди, хорошо знающие психологию. Зная о ярко выраженных жизненных фобиях, можно прогнозировать и провоцировать какие-то фобии в бизнесе. Отслеживается поведение объекта на работе и дома, составляются анатомическая, психологическая и эмоциональная карты. Исходя из собранной информации, можно определить, какой фобии человек подвержен больше всего". Разговор двух людей в переполненном автобусе - один из элементов закладки психологической мины. "Существует такое понятие, как моделирование визуальных картинок, - поясняет Андрей Коробейщиков, - например, под окном офиса создается ситуация, после которой у человека задействуется центр в мозге, отвечающий за обостренное ощущение опасности. Смоделировать ситуацию можно любую. Например, под окнами офиса машина сбивает человека. Или напротив входа вешают собаку. Или возле автомобиля бизнесмена ставят открытую канистру с бензином, а рядом кладут коробок спичек. И все: предприниматель "цепляется" за эту картинку, начинает создавать в своей голове целую череду ассоциативных рядов, загоняет себя в депрессию, после чего делает неверные шаги, от которых раньше отказался бы. А на первый взгляд ничего не произошло. Противозаконных действий не было. Тем не менее эффект достигнут. Руководитель одной из местных компаний, не буду называть его имени, в результате трехмесячного воздействия психопрограммиста испытал обостренный невроз и был вынужден уйти из бизнеса, уступив свое место заместителю. Тот оказался более сговорчив, и продал конкурентам часть компании".

Выведение человека из бизнеса - одна из возможных целей "информационных киллеров". "Две конкурирующие фирмы идут бок о бок. Одной из них важно, чтобы конкурент сбавил обороты, отдал часть рынка. Наиболее эффективным будет воздействие на руководителя, человека, который владеет горизонтом принятия решений. После закладки "мины" человек на уровне психосоматических реакций может получить инфаркт, инсульт, нервное расстройство, можно даже спровоцировать летальный исход. Бизнесмен разбился на машине, утонул в реке, выпал из окна. На первый взгляд - несчастный случай. А на самом деле сработала "мина", - говорит Андрей Коробейщиков.

Новое дыхание НЛП

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП), используемое в рекламе, маркетинге, консалтинге, известно уже пару десятилетий, но наукой было признано лишь недавно. Андрей Коробейщиков говорит, что НЛП в бизнесе - действенный инструмент, но используется не с полной отдачей: "НЛП имеет дело с двумя импульсивными системами человека, которые он использует для взаимоотношений с миром. Это нервная система и система вербального взаимодействия. Однако есть еще третья система, которая наукой официально еще не признана, но уже используется в ряде институтов. Это вибрационная система, возможности которой безграничны. С этой системой можно работать только на уровне собственных ощущений. То есть, "мину" можно заложить без непосредственного общения с объектом. Встретился с ним взглядом, и этого будет достаточно".

Считается, что современные "информационные киллеры" - это люди, ранее освоившие НЛП. Они не дают рекламы и вообще не афишируют свою деятельность. По словам Андрея Коробейщикова, "в Москве такие специалисты нарасхват, они относятся к высшей касте, потому что обладают самым страшным и разрушительным оружием на сегодняшний день".

Наследие шаманов

По словам Андрея Коробейщикова, разработанная им система "Грифон" позволяет человеку обнаружить и нейтрализовать психологические "мины": "Она интересна тем, что помимо традиционных психотехнологий, здесь использованы методы алтайских шаманов - одних из самых древних мастеров психологического воздействия. Человек, освоивший "Грифон", начинает работать со своим информационным пространством. Помимо локализации информационного воздействия система позволяет восстанавливать эмоциональное равновесие в критических ситуациях. Фактически все мы очень сильно социально обусловлены и подпадаем под определенные шаблоны. Зная эти шаблоны, на нас можно воздействовать. Как только человек выпадает из стандартной ситуации, он становится более уязвимым. Концепция системы "Грифон" направлена именно на то, чтобы каждый бизнесмен привыкал мыслить нестандартно, нелинейно. И использовал эти нестандартные шаги в бизнесе, максимально используя свои возможности".

На основе системы, направленной на противодействие "оружию XXI века", сегодня проводятся семинары и консультации. Их организаторы говорят, что "гарантии дать невозможно, потому что это не лечение". Ну а те, кто слабо верит в "наследие шаманов", могут попробовать сами научиться обезвреживать в себе психологические "растяжки" (Что по этому поводу рекомендуют профессиональные психологи, можно узнать на этой же странице из интервью с Татьяной Торощиной).

Векторы любви и власти

У психолога "Клиники неврозов" Татьяны Торощиной, на протяжении нескольких лет работающей с предпринимателями, сложилось свое представление о межличностных отношениях и элементах манипуляции в бизнесе. Она любезно согласилась поделиться с читателями некоторыми профессиональными наблюдениями и рассказала, как можно противостоять психологическому воздействию.

- Любой человек в жизни мечтает быть любимым, с одной стороны, и успешным, с другой стороны, - считает Татьяна Савельевна, - таким образом на него идет воздействие двух векторов - любви и власти. В бизнесе склонность к одному из векторов проявляется через личность. Если человек имеет завышенную самооценку и уровень притязаний, он больше склонен к власти. Для него главное - доминировать, подчинять. И он любовь просто вытесняет из жизни, применяя вместо нее некий суррогат. Его любят за деньги, за власть, он покупает все и вся. И сам задавит психологически любого.

- То есть на такого человека бесполезно давить психологически?

- Отнюдь. Надавить на него можно через болевую точку - через любовь. Достаточно ему сказать: "Вы знаете, я работаю с вами не из за денег, вы мне интересны как личность". Эта фраза обязательно возымеет эффект.

Если говорить о человеке, над которым довлеет вектор любви, то самооценка у него занижена. И так как он любви не получает, он ждет каких-то позитивных элементов. Для такой личности болевой точкой будет власть. Ему нужно сказать: "Ты такой хороший, я тобой восхищаюсь, и потому повышаю тебя в должности". И все - он ваш! Он попал в ловушку. При этом человек может ощущать, что что-то не так. Но желание получить то, что он сам не может сделать, все таки толкает его дальше.

- Можно как-то выйти из состояния манипуляции?

- Основа манипуляции и основа защиты от манипуляции - это контроль. В каких-то ситуациях я контролирую себя "на автопилоте", спонтанно. Если при общении с человеком я чувствую, что меня что-то напрягает, я тут же включаю контроль. Но если контроль является стилем жизни, то человек уже не понимает, что нужно контролировать, а что нет, он тратит силы зря. И на ответ манипулятору у него этих сил уже не остается. Так что важно оценить, сколько контроля в моем среднестатистическом дне. Если более 50% - это уже психологическая патология.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость