Поколение Z или какая она — современная молодежь?

Мне очень повезло с профессией. С самого начала это был "брак по любви" — сегодня мой преподавательский стаж насчитывает более 20 лет. Самый популярный вопрос, который мне задают выпускники разных лет: "Ну как там нынешние студенты?" Вот мои наблюдения.

Горячий сентябрь-2016. Барнаульцы на лестнице в Нагорный парк.
Горячий сентябрь-2016. Барнаульцы на лестнице в Нагорный парк. Фото: Михаил Хаустов.
Людмила Комиссарова, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы АлтГУ/.
Людмила Комиссарова, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы АлтГУ/

1. Самое важное изменение — отношение к образованию. Оно перешло из разряда интеллектуальных и духовных ценностей в ценности утилитарные, прагматические. Появилось словосочетание "образовательные услуги". Лично у меня оно вызывает когнитивный диссонанс: образование не может быть потреблено пассивно, эта "услуга" может быть оказана в случае, если "клиент" прилагает усилия. И чем сложнее образование и профессия, тем больше усилий требуется.

2. Для преподавателя этот переход привел к изменению роли и снижению авторитета — ему отводится сервисная функция. Постепенно убавлялась значимость происходящего в аудитории. Недавно я сделала свежее наблюдение: иной студент как бы отож­дествляет тебя с техническим средством, которому неплохо бы убавить звук.

3. Этому есть и другое объяснение. Преподаватель сегодня должен выдерживать конкуренцию в информационной среде, в которую погружено молодое поколение. Я хорошо представляю, как трудно учиться сейчас студенту. В обучении осваиваются сложные интеллектуальные действия: анализ, моделирование и т. д. — они требуют усилий и концентрации. И противоречат привычному способу потребления информации, в котором главное — частые переключения. Сам образ жизни молодого человека настроен на получение удовольствий и переживаний, ментальный и телесный комфорт.

4. Изменился и способ восприятия — студенты потребляют информацию порциями, требуя простоты, краткости, многочисленных визуализаций — картинок, графики, схем. В первые годы для меня главными ориентирами при чтении курса были последовательность, глубина изложения, целостность, исчерпанность предмета. Сейчас я должна дробить курс на относительно маленькие порции. Важно обучать через интерес, а не дисциплину, вовлекать через действие и игру. Вы не представляете, какие усилия сегодня должен прилагать преподаватель, чтобы сделать занятие увлекательным, раньше достаточно было интересного содержания.

5. Изменение восприятия обусловлено информационной интоксикацией, доступностью любых данных, а это приводит к неподвижности интеллекта. Вам знакома теория двух кликов? YouTube, кажется, боролся, чтобы в соцсетях ролики просматривались с одного клика, так как, если пользователь должен был сделать два клика, количество переходов резко сокращалось. Может быть, так должны получаться образование и профессия — максимум в два клика?

6. Молодое поколение, названное Z, страдает от синдрома, названного психологами "невыносимой легкостью бытия". Он означает, что жизненная среда стала искусственной и настолько легкой, что человеку трудно почувствовать себя по-настоящему живым. Отсутствие "заземленности", избегание контакта со сложными жизненными проблемами — все это следствие жизни молодых людей в виртуальной реальности. А в ней достаточно касания пальцев.

Колонка - это личное мнение автора, которое может не совпадать с редакционным.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров