Происшествия

Попали под раздачу

На Алтае оказались закрыты больше 30 социальных учреждений, а вокруг опечатанного Дома быта в Барнауле разгорелся настоящий скандал. Нужны ли такие кампании, приводят ли они к ощутимым результатам и какими должны быть их методы – тема обсуждения нашего очередного дискуссионного клуба.

Михаил Хаустов

Не хватает системности

Сергей Тахтаров, 
глава администрации Калманского района:

В нашем районе после проверок пожарной службы на 40 дней приостановили деятельность интерната при Шиловской средней школе – в нем жили 10 ребятишек. Мы понимаем, что идет определенная кампания, знаем, что если не соблюдать правил безопасности, это приводит к трагедиям… Но у нас в районе есть программа по обеспечению пожарной безопасности, в бюджете на нее заложены средства, и пожарной службе известно, как и что мы собираемся оборудовать в течение двух лет. Но коль пошла такая кампания и президент дал указание, стали массово выявлять нарушения. Хотя в отношении Шиловского интерната все замечания, которые прозвучали накануне 1 сентября, мы устранили, временно поставили извещатели – в случае необходимости они бы сработали.

В целом эта проблема родилась не за один день. И на селе таких зданий множество. Требования ужесточаются, и помещениям все труднее им соответствовать. Нас сегодня обязывают вывести на единый диспетчерский пульт пожарную сигнализацию, но нередко такой технической возможности нет. Можно деньги вложить, а результата не будет. Или регламент завтра изменится, и станет нужно что-то другое. Стоит выработать правила игры, выделять централизованно средства и… работать.

Чтобы решить проблему безопасности в комплексе, надо и на цены посмотреть. Стоимость установки пожарной сигнализации уж очень высока. Чтобы сделать ее в детском саду, нужно 120 тысяч рублей. Стоило бы дешевле – мы могли бы направить часть денег на игрушки, мебель. А сейчас, в связи с тем что такая кампания идет, автоматическую пожарную сигнализацию устанавливаем в пожарном порядке и все средства туда направляем… Хотя еще два года назад мы и не думали, что такие значительные суммы потребуются. У нас же кампания как начнется – то пандусы надо ставить, то еще что-то… Это надо, конечно, делать, но плановость должна быть. Программу составили, выполняем, и чтобы нас не дергали, не отвлекали. И за два года мы решили бы проблему в рабочем режиме. А сейчас вынуждены планы менять: у нас был детский сад запланирован, а мы на интернат переключились, хотя и там важно, и прокурор уже звонит по этому поводу…

Конечно, кампания дисциплинирует, но не хватает системности и средств. Прихожу на работу и не знаю, откуда прилетит еще – из прокуратуры предписание или от пожарных. Настраиваешься на одно, а оказывается, уже другое надо преодолевать.

Отрезвляющий момент

Сергей Трубников,
заместитель начальника Главного управления МЧС России по Алтайскому краю,
начальник управления государственного пожарного надзора:

Я бы не стал называть это кампанией. По всей России по указу президента и поручению министра МЧС России Сергея Шойгу проводилась единая проверка всех социальных объектов, где люди находятся круглосуточно. Вообще же, планово здания проверяются раз в два года, и в таком случае эффект принятия мер не особенно заметен – даже если где-то приостановлена эксплуатация помещения, резонанса особого нет. А здесь прокуратура, МЧС за две-три недели проверили весь массив зданий, и поэтому такой результат.

По моему мнению, такие внеплановые проверки, может быть, и не нужны, достаточно было бы плановой работы, выполнения всех мер в штатном режиме. Но, к сожалению, из года в год происходят пожары на социально значимых объектах, и государство обязано реагировать на такие случаи и предпринимать меры, чтобы других трагедий не произошло.

Возьмем школы. Три года назад были приняты федеральная и краевая программы по приведению школ в надлежащее состояние, и в течение последних двух лет пожаров на этих объектах в крае стало в четыре раза меньше. К сожалению, на объектах здравоохранения ситуация другая – программы нет, и нарушений больше. Дело в том, что без определенных финансовых средств не все можно выполнить, есть затратные мероприятия, хотя сами руководители порой не выполняют и элементарных правил пожарной безопасности.

На практике получается таким образом: там, где материалы проверок передаются в суд, сразу находятся средства исправить нарушения. При этом приостановка эксплуатации здания – вынужденная мера, мы прибегаем к ней как к крайнему способу навести порядок. Есть в этом дисциплинирующий момент и порой даже отрезвляющий – он позволяет руководителям реально взглянуть на вещи. И ведь когда начинаешь анализировать, как и где приостановлена эксплуатация здания, то выясняется, что из года в год выписывались предписания, и ничего не делалось. Но к чему это может привести завтра?..

Кстати, барнаульский Дом быта не попадал под целевую проверку. Просто пять лет они не выполняли требования – для такой организации легче заплатить штраф. Но если там случится беда, то я как специалист могу сказать, что это может быть так же страшно, как во Владивостоке.

Три часа на выезд

Юрий Глуховский, 
директор рекламной фирмы "Форт Росс":

Получилось так: нас никто не оповестил, утром мы, как обычно, пришли на работу и узнали, что Дом быта опечатан. По сути, решение о закрытии здания было принято накануне днем, а на следующий день оно уже было блокировано судебными приставами. Шесть этажей здания, и люди, которые там работали, оказались на улице.

Время сейчас жесткое, у всех сокращаются заказы, и в один день принимать такое решение просто нельзя. Разве люди виноваты, что у них оплачена аренда, что они именно здесь имели офисы?.. Лично у меня был шок, что такое вообще может быть: работа в офисе остановилась, потеряли клиентов, которые просто не могли зайти в здание. Заложниками всей этой кампании оказались предприниматели, арендующие помещения, – нас никто не защитил. Три часа на выезд, и в очень грубой форме, – людей буквально выводили под руки. Многие из пострадавших были даже готовы на активные действия, но поняли, что это ничего не даст, и поэтому решили выждать.

В данном случае была неадекватная работа всей государственной машины – и суда, и судебных приставов. Судебные приставы имеют очень большие права и полномочия, но зачем в один день выкидывать людей на улицу?..

Возможно, помимо исполнения противопожарных норм, есть и какие-то другие вопросы, интересы, связанные со зданием Дома быта. Все знают, что иногда суды принимают решение месяцами, неделями, а тут такая бешеная оперативность.

Конечно, у всех на памяти ситуации с пожарами и гибелью людей в различных регионах страны, но наш случай – он другой. Люди были готовы решить эту проблему, и такой подход неоправдан. Да, проблемных зданий в городе много, и с проблемами как-то надо справляться, но методы должны быть другие. Дом быта не горел, можно было дать реальный срок и контролировать, как исполняется решение. Или в конце концов скажите культурно: в конце недели мы перекрываем здание, готовьтесь.

Наводите порядок, но учитывайте и конкретные обстоятельства. Сколько людей пострадает от таких действий? Идут убытки у всех, фирмы вынуждены искать себе помещения. Так не делается. Если наводить порядок, то не такими методами и не такой ценой.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость