Политика

Свободно мыслящие либералы

Мнение профессора из АлтГУ Юрия Чернышова "Демократический порыв Майдана не должен быть забит шовинистическим", опубликованное в "Свободном курсе", вызвало большой резонанс у читателей altapress.ru. В ответ на эту публикацию другой преподаватель университета — Вячеслав Корнев прислал свою колонку.Публикуем личное мнение профессора Корнева.

Вячеслав Корнев.
Вячеслав Корнев.
из личного архива Вячеслава Корнева

- Политической паранойей с успехом пользуется любая идеология, создающая не только черно-белую систему повседневных координат "свое/чужое", но и попутно интеллигентские полутоновые фобии, рафинированные конспирологические теории и т.п.

Разрушительной иллюзией отечественной интеллигенцией является именно "свобода от идеологического внушения". Экстатическое ощущение "свободы" сполна проявляется в социальных сетях (продолжающих традиции "кухонных разговоров") в персональных блогах, на популярных форумах и т.п.. "Освободившийся" от идеологии (в форме, например, телевизионного "зомбирования") интеллигент вооружается просвещенческим пафосом и орудиями чистой рациональности: логикой, аргументацией, сравнениями. В самом начале типовой проповеди ставится актуальный вопрос, потом читатель благородно приглашается к его обсуждению, но уже через пару абзацев интеллигент съезжает в обычный шизодискурс, где причину подменяет следствие, рассуждение – внушение, логику – простая нумерация фраз.

Вот один из недавних текстов на острую политическую тему, появившийся на сайте издательского дома "Алтапресс". Профессор университета, в излюбленном интеллигентском амплуа  высшего и объективного судьи, подводит итоги "майданного" государственного переворота на Украине. Для затравки автор задается полемичным вопросом: "как сами "москали" относятся к Майдану?". Это вопрос с подвохом, поскольку в его постановке уже демонстрируется некая объективная позиция профессора: сам он тоже "москаль", но принимая ругательный маркер, демонстрирует и иронию, и личную свободу от идеологического жупела. Значит, дальше ожидается снятие всяческих масок и разоблачение злободневных политических химер. Жаль, что следующие пассажи текста моментально подменяют анализ идеологическим диктантом автора:

Есть те, кто видит в этом достойный пример гражданского патриотизма, пример мужественной борьбы народа против произвола и коррупции чиновников. Это, как правило, самостоятельно мыслящие образованные люди, которые получают более-менее объективную картину из разнообразных первоисточников.

Есть те, кто под влиянием растекшейся по российскому ТВ пропаганды считает сотни тысяч украинцев "экстремистами" и "бандитами", поскольку они осмелились выйти на митинги против коррумпированной власти (за этой пропагандой так и чувствуется страх отечественных коррупционеров — а не сделают ли и с ними то же самое?).

Наконец, есть и такие, которые примитивно переводят все в национальную плоскость: дескать, курс за Януковича — это пророссийский (прорусский), а вот курс против Януковича — это антироссийский (антирусский).

Итак, "самостоятельно мыслящими", "достойными гражданами", "образованными людьми", получающими "объективную картину из разнообразных первоисточников", по мнению профессора, могут быть только лица, разделяющие либеральную парадигму и одобряющие государственный переворот в Киеве. Совершенно замечательный образец подмены логики - вымышленной классификацией, а рассуждения – прямым идеологическим внушением. Неужели автор поучающей заметки искренне полагает, что находится по ту сторону идеологии – в состоянии возвышенной объективности и политической неангажированности? Если так, то мы имеем дело с политической шизофренией второго порядка. Это такой уровень идеологизированности, где любое субъективное восприятие принимает форму научного факта, а критика и самокритика уступают место иррациональной вере в могучий гений своего разума и победительную правду личной жизненной позиции.

Кстати, презираемая интеллигентом "жертва телепропаганды" ("быдло", "кузьмич", "тролль" - как сразу определит его наш "самостоятельно мыслящий") имеет возможность дистанцироваться от многих политических штампов, поскольку и сам порой критикует "зомбоящик", и вообще способен изменить позицию в споре. Интеллигент же свято верит в свою мнимую объективность и горячо клеймит любую форму инакомыслия.

Болезненное воображение "мыслящего" интеллигента проявляется уже в его вере в возможность некоего неидеологического офшора, деполитизированного пространства, где разум просветляется светом истины и насыщается фактами. Но где могло бы находиться это просветленное место, если со времен древнегреческих полисов "политика" - это органическая принадлежность каждого человека. Причем, не абстрактная политичность, а именно точная политическая характеристика субъекта, включающая в себя его классовую, языковую, национальную, имущественную, образовательную и т.п. принадлежность. Ленинский принцип партийности, и поныне так озадачивающий деятелей культуры и эмансипированных интеллигентов, декларировал строгую зависимость художественного, например, высказывания от соображений политической пользы. Но разве вопрос "с кем вы, мастера культуры?" стоит сегодня менее остро, чем век назад? Разве в 1991 или 1993 наши либералы от культуры не занимали солидарную позицию, мало согласованную с логикой или "гуманностью" (почему, скажем, в одном случае "защитим демократию!", а в другом "раздавите гадину!"), но зато четко выявляющую их классовый интерес?

Вот и теперь трудно понять психотический раскол в сознании нашей либеральной тусовки, сначала дружно поддержавшей Майдан, но затем полностью игнорирующей Антимайдан и восстание русских в Крыму. Почему в одном случае – "мирные демонстранты" (правда, с огнестрельным оружием и "коктейлями Молотова"), в другом "бесчинствующая толпа" и "террористы". Почему в одной ситуации – законная борьба за демократию, в другой – незаконные бунты? Почему словосочетание "украинский национализм" (даже вместе с портретами Бандеры и гимном УНА-УНСО) вызывает у либерального интеллигента сочувствие, а вот "русский национализм" будет сразу выкрашен в красно-коричневый цвет, приравнен к нацизму и горячо осужден…

Примеры таких двойных стандартов многочисленны, но они искренне не рефлексируются либеральным мозгом. Диапазон истерических уловок и уходов от неудобной темы еще шире. Например, если нашего либерального трибуна спросить о судьбе русского языка после известных декретов (политически нелегитимной, кстати сказать) Рады, он ответит примерно следующее:

- Да что вы! Пол-Майдана говорит по-русски – ничего не станется с русским языком!
- Не бойтесь, это лишь официоз, а неформально всё равно Украина говорит по-русски.
- А не нужно было устраивать Голодомор! Это мы должны покаяться перед украинцами!

Словом, как в старом фрейдовском анекдоте про разбитый чайник, который возвращают другу с самыми забавными и противоречивыми оправданиями:
- Я никогда не брал твой чайник.
- Я вернул его тебе целым и невредимым.
- Чайник уже был дырявым, когда я взял его у тебя.

Проблема в том, что "самостоятельно мыслящий" либерал логикой и аргументацией не очень-то пользуется (или только, когда это удобно). Он просто искренне полагает, что корпоративные интересы либеральной интеллигенции одновременно выражают и высшие нравственные, исторические, культурные истины.

Кстати, никто не возражает против самого права на трансляцию либеральных взглядов. В эпоху гипертолерантности цветут все цветы. Проблема - в подмене любой другой истины или интереса этим навязчивым либеральным дискурсом, подающим себя как "научный факт", "общественное мнение" или "историческая необходимость". Конечно, русская интеллигенция дебютировала на исторической сцене с апломбом выразителя общенациональных интересов, в роли "соли земли русской", с надрывом и пафосом страдальцев за великие истины. Но за пару веков отношение народа к интеллигенции очень изменилось: восхищение сменилось презрением, а выражения "интеллигентишка" или "интеллигент паршивый" стали еще относительно ласкательными. Либеральный клан мстит народу втройне, называя его "рабом" и "быдлом", дружно обхаивая любого не в правильном направлении мыслящего. Забавно при этом, что либерал по-прежнему воображаемо общается с "темной массой", поучает, выводит ее к свету… Он невротически игнорирует огромную пропасть между евродискурсмонгерами и обычными гражданами. В традициях диссидентства 80-х, он ненавидит (двадцать лет несуществующий, но работающий как фантомная боль) "совок", гадит в руку, из которой кормится, упрямо болеет против сборной своей страны.

Впрочем, пускай будет и такая желчная тусовка, и вообще либеральный дискурс. Мне кажется только, что честным было бы (как в случае с публичным признанием гомосексуалиста) совершать своего рода либеральный "каминг-аут". Или делать оговорку (по аналогии с "публикуется на правах рекламы) о либеральной ангажированности для любого текста, имитирующего научную статью, критическую аналитику и т.п.

Неидеологизированных материалов на политические темы в природе не бывает. Каждый критик идеологии в действительности оппонирует наличной политической системе с каких-то иных политических взглядов. Например, моя критика либерализма основывается на платформе марксистского и вообще коммунистического мировоззрения. Абсолютно уместна критика такой концепции, но только не сопровождающаяся интеллигентскими мистификациями в духе "сама история опровергает коммунизм". Нет, "история", как и "общественное мнение" - это не субъекты в конкретном споре. Полемизировать можно лишь с конкретными людьми, выражающими при детальном анализе интересы своего имущественного положения, профессии, образования и т.п.

Кантовский принцип "никакой метафизики без критики" нужно распространить и на современную политическую метафизику, повсеместно и с большим удовольствием выдающую себя за строгую науку (прибегая для того к классической методике манипуляций – статистическим данным, социологическим опросам и т.п.). Например, идеология рыночной прибыли и свободного обмена товарами любит выдавать свои инструкции за законы социальной или биологической природы. Дескать, животные и люди равно конкурируют, а запретить свободу в выборе полового партнера так же невозможно, как и ограничить нас в выборе торговой марки. Принять это за объективную истину можно лишь в определенной системе координат, позволяющей нам забыть о взаимопомощи как другом социальном или биологическом законе или о механизме вирусной болезни, который, в духе философствующего биолога К.Н.Леонтьева можно сравнить с действием либеральной эмансипации в условиях политического иммунодефицита.

Да, пусть цветут все цветы… кроме дурных и вредных. Сорняк либерального дискурса, мимикрирующий под главное культурное явление современности заплетает мозги слишком плотно. Либеральная демагогия, царица электронных полей неприятна мне еще и потому, что она очень назойлива, агрессивна. Вирусные перепосты в блогосфере, шумные кампании солидарного осуждения – разве они оставляют время для самостоятельного обдумывания темы? Тут быстрее бы кнопочку нажать, поддержать "наших" против "ненаших"…
Так возьмем же у либералов самое главное – кантовский призыв к свободному самостоятельному мышлению, например! При самостоятельном употреблении разума догмы интеллигентского сознания треснут, критика повернется на сами условия критического суждения (и на ту же политическую ангажированность), а выходом из шизофренического круга (подмены причин следствиями или целого – частями) станет действительно последовательное мышление. На практике это означает, что анализ актуальной темы приведет к другим, неожиданным для посылок выводам. И тогда не придется глупо и мучительно оправдываться за разбитый чайник.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость