Потребитель

8 трендов рынка онлайн-торговли в Сибири и Барнауле: исследование "Яндекса"

Торговля через интернет в Сибири, как и в России в целом, за последний год выросла даже несмотря на кризис. Драйверами роста стали небольшие города. Об основных трендах рынка рассказал директор по развитию бизнеса "Яндекс.Маркета" Александр Феоктистов на презентации исследования, которое компания провела в конце 2015 года совместно с GFK. Altapress.ru сделал обзор 8 самых интересных тенденций, а также выяснил, какие покупки популярны среди барнаульцев.

Ноутбук, соцсети, Интернет.
Ноутбук, соцсети, Интернет.
Открытые источники в Интернете (ССО)

1. Большинство людей в Сибири делают покупки в интернете

В Сибири онлайн-покупки совершали 3,44 млн. человек, это 81% от всех интернет-пользователей региона старше 18 лет. СФО по этому показателю находится на предпоследнем месте в России, ниже только Приволжский ФО, там 80%. Первое место занимает Москва – 93%.

Тренды развития интернет-торговли в Сибири.
презентация "Яндекс.Маркета".

2. Интернет-торговля растет даже в кризис

Не секрет, что оффлайн-торговля в кризис сильно просела. Интернет-торговля же, напротив, растет. С марта 2015 года по март 2016 года в России рост числа посещений интернет-магазинов составил 7%, а в Сибири — 5%. В Барнауле же количество посещений интернет-магазинов снизилось на 4% (данные "Яндекс.Метрики"). Рост переходов с "Яндекс.Маркета" на страницы интернет-магазинов за тот же период в Сибири вырос на 42%, и это больше чем в России в целом (34%).

Александр Феоктистов,
директор по развитию бизнеса "Яндекс.Маркета":

Рост числа покупок в интернете связан с тем, что люди хотят экономить. У них есть уверенность, что в интернете дешевле (хотя сейчас это не всегда так). В онлайне найти недорогие товары проще, любой магазин находится всего в одном клике от соседнего магазина.

Тренды развития интернет-торговли в Сибири.
презентация "Яндекс.Маркета".

3. Драйверами роста рынка стали небольшие города

По словам Феоктистова, большой рост показали города с населением меньше миллиона человек, а самые большие цифры роста — в городах с населением около 100 тыс. человек. Из областных центров Сибири наибольшие темпы роста зафиксированы в Иркутске и Кемерове.

Александр Феоктистов,
директор по развитию бизнеса "Яндекс.Маркета":

В первую очередь мы это связывали с тем, что в "миллионниках" так же, как в Москве и Санкт-Петербурге, мы достигли насыщения. Почти все пользователи, которые могут что-то покупать в онлайне, уже это делают, аудитория там более продвинутая и компьютеризированная. Сейчас рынок в основном растет за счет небольших городов.

Тренды развития интернет-торговли в Сибири.
презентация "Яндекс.Маркета".

4. Сибиряки чаще стали покупать через интернет автозапчасти и товары для спорта и отдыха

Самые популярные категории товаров, которые покупают через интернет в России,– это "Дом и дача", "Электроника" (22,2% и 19,6% переходов на сайты интернет-магазинов с "Яндекс.Маркета" по этим товарным категориям соответственно).

В СФО они тоже являются самыми популярными. Но в Сибири чаще, чем в среднем по России, через интернет покупают автозапчасти и товары для спорта и отдыха. Барнаул стал одним из сибирских городов, где эти категории товаров особенно востребованы.

Александр Феоктистов,
директор по развитию бизнеса "Яндекс.Маркета":

Люди в Сибири относятся к своим автомобилям более трепетно, и покупают много товаров для авто. Этот момент отчасти связан с кризисом. Если раньше многие меняли машину раз в три года, пусть даже покупали не новую, но делали это регулярно. Сейчас денег стало меньше, и они предпочитают их вкладывать в ту машину, которая уже есть. Рост популярности товаров из категории "Спорт и отдых" мы тоже связываем с кризисом. Люди стали меньше выезжать за границу, и больше внимания обращают на то, что рядом. В Сибири есть где отдохнуть, и эти товары как раз помогают. Почти у всех есть дачи.

Тренды развития интернет-торговли в Сибири.
презентация "Яндекс.Маркета".

5. Покупки через мобильные устройства растут

Количество переходов на сайты интернет-магазинов с мобильных устройств из "Яндекс.Маркета" по России составило 8%, по Сибири 5%, в Барнауле 4%. В этих цифрах учитываются только переходы на мобильные сайты, без учета использования мобильных приложений. По данным проведенного опроса, в Сибири количество людей, совершающих покупки через мобильные сайты столько же, сколько и тех, кто пользуется мобильными приложениями. 

Александр Феоктистов,
директор по развитию бизнеса "Яндекс.Маркета":

Мобильный сайт необходим для электронной коммерции. Конверсия с пользователей, которые переходят на адаптированные мобильные сайты интернет-магазинов, выше примерно на 50%, по сравнению с теми, кто попадает на неадаптированный сайт. К сожалению, это пока почему-то не очевидно для владельцев многих интернет-магазинов.

Тренды развития интернет-торговли в Сибири.
презентация "Яндекс.Маркета".

6. Интернет-покупки через мобильные устройства стали совершаться из дома

Более 60% пользователей в России сообщили, что совершали покупки с мобильного телефона из дома. В Новосибирске таких почти 70%.

Александр Феоктистов,
директор по развитию бизнеса "Яндекс.Маркета":

Раньше жители центральной России часто использовали мобильное устройство для покупок по дороге на работу — в пробках или в метро. Либо они начинали покупку на мобильном устройстве, а завершали уже на компьютере. Сейчас мы видим, что большинство людей используют мобильные устройства дома. Во-первых, это связано с тем, что у многих людей вообще нет компьютера дома, он перестал быть необходимым. У человека есть мобильный телефон, планшет, и этого ему достаточно.

7. Сибиряки стали реже покупать товары в иностранных интернет-магазинах

Европейские и американские интернет-магазины в связи с ростом курса доллара стали менее привлекательны по цене. Из иностранных интернет-магазинов наиболее востребованы китайские. И там чаще всего покупают недорогую одежду и обувь, ассортимент этих товаров в китайских интернет-магазинах большой. Потом нередко эта одежда оказывается неподходящей, и ее пытаются перепродать в соцсетях.

Более дорогие товары вроде электроники и товаров для дома заказывают в иностранных магазинах значительно реже. Их стараются покупать прямо в своем городе, чтобы в случае чего можно было прийти к продавцу. Издалека не заказывают товары для животных, крупногабаритные товары, продукты питания, в этом просто нет смысла.

Тренды развития интернет-торговли в Сибири.
презентация "Яндекс.Маркета".

8. Сибиряки чаще делают совместные покупки

31% опрошенных в Сибири сообщили, что участвуют в совместных покупках, против 20% по всей России.

Александр Феоктистов,
директор по развитию бизнеса "Яндекс.Маркета":

Связано это в первую очередь с тем, что при заказе товаров из иностранных магазинов или из удаленных магазинов, очень критичной становится стоимость доставки. При покупке недорогих товаров она может составлять 30-50% от стоимости. Это не имеет смысла, поэтому люди стараются кооперироваться и делить цену доставки на всех.

Тренды развития интернет-торговли в Сибири.
презентация "Яндекс.Маркета".

О чем еще рассказал Александр Феоктистов

О странных товарах

Есть интернет-магазин, который торгует аквариумными рыбками. Они живую рыбку запаивают в пакетик и отправляют курьерской службой. И говорят, что рыбки даже доезжают живыми. Нас это очень сильно удивляет. Еще удивляет, что после известной песни известной группы смели все туфли того самого бренда. Если же говорить о серьезном, то в кризис бедные стали еще беднее. Мы заметили, что люди, которые покупали товары из средней ценовой категории стали покупать более дешевые товары, а те, кто покупал дорогие, продолжают их покупать и сейчас.

О слиянии онлайн и оффлайн-торговли

Сейчас практически все уже понимают, что нет оффлайн-торговли и нет онлайн-торговли. Есть некая многоканальная торговля. Человек зашел в обычный магазин, посмотрел, ушел подумать, вечером зашел на сайт, показал жене приглянувшийся условно холодильник, принял решение о покупке, нашел лучшую цену, доставку или что-то еще и купил его вообще в другом месте. 

Тренды развития интернет-торговли в Сибири.
презентация "Яндекс.Маркета".

О барьерах перед покупкой и безопасности

Один из самых популярных барьеров перед покупкой онлайн согласно нашим опросам — страх, что не привезут заказанный товар, или страх оставить в интернете номер своей карты. Но чем больше становится крупных игроков в интернет-торговле, чем больший положительный опыт покупок накапливают люди, тем меньше у них страхов. В крупных городах до сих пор основной способ оплаты — cash on delivery, то есть при получении товара. Человек платит тогда, когда ему привозят вещь и он убеждается, что она подходит.

В больших городах люди в основном заказывают товары домой или в офис. А в регионах — в пункты самовывоза. Человеку важно посмотреть в глаза тому, кто ему продает. Хотя часто это просто сотрудник службы доставки, и он не имеет отношения к продавцу. 

Вообще интернет-торговля всегда была безопасной. Важно просто соблюдать элементарные правила. Не нужно предоплачивать товар на какую-то карту неизвестного банка во Владивостоке и ждать, что тебе отправят фотоаппарат по цене на 30% ниже рыночной. Это ведь понятно. В России онлайн-покупатель застрахован даже больше, чем оффлайн-покупатель. В обычный магазин вы не сможете вернуть ноутбук, если вам цвет не понравился, а в интернет-магазин сможете.

О логистике

Самая большая логистическая компания "Почта России" за последние годы сделала многое, чтобы улучшить свою доставку. Если раньше предложение о том, чтобы купить что-то с доставкой почты, вызывало смех, то сейчас все меняется. У них тарифы хорошие и сроки доставки стали более менее понятные. Многие курьерские службы идут в регионы, в малые города. Разнообразие способов доставки увеличивается, но потенциал рынка еще очень высок.

Тренды развития интернет-торговли в Сибири.
презентация "Яндекс.Маркета".

О среднем чеке

Средний чек барнаульца, совершающего покупки на Яндекс.Маркете, в апреле 2015 года составлял 14 399 рублей, в апреле 2016 года – 15 588 рублей. В среднем по России очень похожие цифры: 14 608 рублей и 15 438 рублей соответственно. В Новосибирске, к примеру, они несколько ниже: 13 129 рублей и 14 163 рубля соответственно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость