Услуги в один клик. Как Алтайский край строит электронное правительство

За три года работы портала государственных услуг "Госуслуги" на нем зарегистрировались более 53 тыс. жителей Алтайского края. Многие из них уже успели воспользоваться его возможностями для подачи заявки на получение загранпаспорта или оплаты штрафов ГИБДД. Именно эти две федеральные госуслуги являются самыми популярными на портале, согласно статистике. Но вот о том, в какой стадии находится создание новой системы оказания региональных и муниципальных государственных услуг в Алтайском крае, до последнего времени информации почти не было. Как стало известно, работа в этом направлении движется не очень быстро. Местным чиновникам на пути к электронному правительству нужно решить еще много непростых задач.

Согласно законодательству, Россия должна полностью перейти на оказание госуслуг в электронном виде до 2015 года. Основная цель нововведений в этой области – упростить процедуру получения госуслуг, сократить время их предоставления и количество документов, запрашиваемых ведомствами у граждан. Технической основой для новой схемы предоставления госуслуг населению станет система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Она создана на федеральном уровне и создается в регионах. Благодаря ей органы власти Федерации, субъектов и муниципалитетов смогут обмениваться информацией, необходимой для оказания услуг.

При этом упрощение доступа к госуслугам не значит, что получить их можно будет исключительно в электронном виде. Предполагается, что мы сможем заказывать их несколькими способами. Самые продвинутые граждане, имеющие доступ к Интернету, скорее всего, предпочтут воспользоваться порталом gosuslugi.ru и запросить необходимую услугу в электронной форме. У тех, кому Интернет по каким-то причинам не доступен, есть три варианта. Обратиться в ведомство, предоставляющее необходимую услугу, в многофункциональный центр ("единое окно" для предоставления госуслуг) или воспользоваться так называемым инфоматом – специальным терминалом, предназначенным для заказа услуг у государства.

Во всех этих случаях будут использоваться единая техническая основа предоставления госулуг (СМЭВ) и единые принципы их оказания. Основной из них – не требовать от граждан справок, если нужную информацию можно запросить в каком-либо ведомстве, – согласно требованиям закона, уже должен применяться на всех уровнях власти. И если при получении госуслуг от вас требуют какие-либо справки, кроме так называемых документов личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении, водительские права и другие), вы можете написать жалобу на портале "Госуслуги" или обратиться в суд.

Первые шаги

В нашем регионе за организацию новой системы оказания госуслуг отвечает краевое государственное бюджетное учреждение "Оператор электронного правительства Алтайского края". Оно было создано около года назад. Недавно в Барнауле состоялся "круглый стол" по проблемам создания и развития электронного правительства. В его ходе директор учреждения Валериан Деревнин и другие эксперты рассказали о том, что уже сделано в крае.

По словам Деревнина, на оснащение органов власти районов и некоторых поселковых советов компьютерной техникой и программным обеспечением, необходимым для оказания госуслуг, из краевого бюджета было потрачено 2 млн. рублей. По данным "Ростелекома", сейчас в Алтайском крае в электронном виде можно заказать десять региональных и восемь муниципальных услуг. Последние пока доступны только в трех муниципалитетах – Бийске, Барнауле и Первомайском районе. Валериан Деревнин сообщил, что до конца текущего года эти восемь муниципальных услуг планируется сделать электронными во всех городах и районах края, а также перевести в электронный вид еще 21 местную госуслугу. Кроме того, в этом году несколько госуслуг в электронной форме появятся в 14 поселковых советах.

Другие элементы инфраструктуры электронного правительства в крае тоже формируются. Многофункциональный центр (МФЦ) Алтайского края был открыт в Барнауле в 2011 году, потом начали работать два его филиала – в Бийске и Благовещенском районе. По данным Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, до конца года планируется открыть еще семь филиалов центра в муниципалитетах. Сейчас на базе МФЦ оказывается 140 государственных и муниципальных услуг. Три первых инфомата в Алтайском крае тоже уже появились. Их в конце сентября установил "Ростелеком" в двух своих офисах в Барнауле (ул. Димитрова, 62-а, ул. Исакова, 247-д) и в МФЦ Алтайского края (Павловский тракт, 58-г). По данным компании, с помощью инфоматов можно не только заказать необходимые госуслуги в электронной форме, но и получить консультацию специалиста в случае возникновения каких-либо сложностей в работе с этим терминалом.

Еще одним важным звеном в новой российской системе взаимодействия граждан с государством станут универсальные электронные карты, которые заменят паспорт и ряд других документов. Андрей Бобров, заместитель директора по информационным технологиям МФЦ Алтайского края, сообщил, что до конца года в Барнауле будет создано несколько пунктов выдачи карт. А в 2013 году их уже сможет заказать любой желающий.

Трудности перехода

По данным "Ростелекома", самые популярные региональные услуги в Алтайском крае, которые заказывают через портал gosuslugi.ru, – это назначение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; установление доплаты к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед РФ и Алтайским краем; выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца. А вот муниципальные услуги в электронной форме жители региона, похоже, еще не заказывали.

"Свободный курс" обратился за комментариями во все три муниципалитета, где, по данным "Оператора электронного правительства Алтайского края", уже можно заказать некоторые местные услуги через Интернет. В администрации Бийска отказались комментировать эту тему, сославшись на то, что система еще только формируется. Заместитель главы Первомайского района Виктор Камышников сообщил, что за предоставлением госуслуг в электронной форме в администрацию района пока никто не обращался.

Виктор Камышников,
заместитель главы Первомайского района:

Мне кажется, что жители нашего района еще не до конца понимают, как это сделать, и больше доверяют бумаге. Кроме того, проникновение услуги доступа в Интернет на территории нашего муниципалитета остается очень низким.

Андрей Ляпунов,
руководитель комитета информационной политики администрации Барнаула:

Чтобы получить муниципальную услугу администрации Барнаула, нужно лично обратиться в соответствующий комитет или в Многофункциональный центр Алтайского края и написать заявление. В рамках единой системы межведомственного взаимодействия оказывается примерно треть муниципальных гос­услуг Барнаула. В электронном формате эти услуги пока получить нельзя. В конце года мы запустим городской портал гос­услуг, тогда муниципальные услуги будут доступны и в электронной форме.

То, что внедрение возможности получения госуслуг через Интернет в районах будет непростым, понимают представители и краевой, и муниципальной власти. По словам заместителя директора "Оператора электронного правительства Алтайского края" Евгения Поздерина, основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться, – это недостаток средств на реализацию данного проекта, неготовность сотрудников органов власти к новой системе работы. А также большое количество районов и сельских поселений в крае, в каждом из которых сложились свои принципы работы по оказанию госуслуг, низкая степень информированности населения о новых возможностях взаимодействия с госорганами.

У большой части населения края отсутствует возможность доступа к качественному Интернету. Проникновение проводного Интернета в регионе, по данным IKS-Consulting, составляет всего 33%. А мобильный Интернет, несмотря на его активное развитие, у многих пока не настолько быстрый, чтобы было комфортно работать с "тяжелым" порталом gosuslugi.ru. Поэтому до того, как система действительно заработает, пройдет еще немало времени.

P.S. Если у вас есть позитивный или негативный опыт получения государственных услуг в электронном виде и вы готовы им поделиться, обращайтесь в редакцию.

Цифры

Более 77 тыс. обращений поступило в МФЦ Алтайского края со времени его открытия.

3 млн. пользователей и около 1 200 юрлиц зарегистрировано на портале gosuslugi.ru

Около 2,5 млн. транзакций в сутки обрабатывает система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Более 1,3 тыс. обращений на неправомерные действия чиновников поступило на портал 210.gosuslugi.ru с начала его работы (1 июля), по данным на конец сентября.

Источники: "Ростелеком", "Многофункциональный центр услуг"

Справка

Иван Бурдонов, директор департамента развития проекта "Информационное общество" макрорегионального филиала "Сибирь" компании "Ростелеком", обозначил несколько направлений, в которых будет развиваться электронное правительство:

  • Интеграция платежных систем с инфраструктурой электронного правительства. С 2013 года чиновники не будут иметь права требовать от заявителей платежные документы, подтверждающие оплату госпошлины.
  • Оказание госуслуг по жизненным ситуациям. Человеку будут доступны пакеты госуслуг, на которые он может рассчитывать в связи с какой-то жизненной ситуацией (рождение ребенка, покупка квартиры и другие).
  • Юридически значимый Интернет. Действия в Интернете становятся юридически значимыми и влекут за собой определенную ответственность.
  • Развитие доступа к электронным госуслугам за счет мобильных приложений.

Как госуслуги развиваются в России и крае

Электронную подпись и ключ для доступа к порталу gosuslugi.ru можно получить в офисе "Ростелекома" по адресу: Барнаул, ул. Исакова, 166. Электронный ключ также можно заказать на портале, и он придет по почте.

Самые большие достижения по созданию электронного правительства на региональном уровне достигнуты в Республике Татарстан. Это связано с работой Николая Никифорова, который сейчас является министром связи и массовых коммуникации РФ. Ранее он работал министром связи в Татарстане.

Госуслуги в электронной форме в этом году планируется ввести в следующих поселковых советах Алтайского края: Боровиха, Санниково (Первомайский район), Тальменка, Озерки (Тальменский), Троицкое, Гордеевский (Троицкий), Топчиха, Победим (Топчихинский), Панкрушиха, Березовский (Панкрушихинский), Благовещенка, Леньки (Благовещенский), Поспелиха, поселок им. Мамонтова (Поспелихинский).

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также
Новости партнеров