Жизнь

В Барнауле восстановили пожарную телегу XIX века: она готова к работе и сейчас

В этом году на параде пожарной техники в Барнауле посетителям впервые показали самое старое транспортное средство, которое использовали борцы с огнем, — так называемый коннобочечный ход. Детали для него собирали по всему Алтайскому краю, восстанавливали телегу по чертежам позапрошлого века. Теперь этот ход можно считать главным артефактом эпохи становления пожарного дела на Алтае.

2011 год Автоцистерна АЦ-3,2-40 4(43253)-001МС.
2011 год Автоцистерна АЦ-3,2-40 4(43253)-001МС.

Поставленные на конную тягу бочки с водой использовали для тушения пожаров больше века. Впервые на Алтае они появились во времена, когда создавались первые пожарные команды (в середине XIX века), и в некоторых районах из-за нехватки машин на них возили воду вплоть до конца 60-х годов XX века.

Единого стандарта для пожарных телег никогда не существовало — всюду их делали разными, кто во что был горазд. Специалисты Производственно-технического центра (ПТЦ) федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю, которые восстанавливали коннобочечный ход в своих цехах, утверждают, что результат их труда более чем на 90% соответствует исторической правде. Реставрацией занимались шесть сотрудников на протяжении восьми месяцев в свободное от основной работы (ремонта пожарной техники) время.

Без машин

Конный обоз пожарных обычно состоял из пяти-шести телег: одна или две бочки с водой, несколько линейных ходов, перевозивших личный состав (обычно — по шесть — восемь человек), и телега с командиром и инвентарем. Впереди верхом на коне во весь опор мчался вестовой, чтобы расчистить дорогу пожарному обозу и громкими звуками трубы известить людей о грозящей беде. Движение сопровождалось непрерывным звоном рынды, подвешенной на дышлах, и бряканьем медных украшений на сбруях лошадей. Стук и грохот повозок на железных колесах стоял невообразимый, в домах дребезжали стекла, шкафы с посудой ходили ходуном. Потом колеса стали делать из дерева, и пожарный кортеж уже не вызывал такого переполоха.

"Скорость доставки воды и экипажа у обозов была достаточно низкой, — рассказывает Александр Пронь, инженер ПТЦ. — Лошадь же все время запряженной быть не могла, поэтому после звуков пожарного колокола какое-то время уходило на то, чтобы запрячь коня. Поэтому часто приезжали просто потушить угли". Недостаток оперативности обусловливает главное отличие в целях работы пожарных тех времен от современных брандмейстеров: если сейчас пожарные стараются спасти горящее здание и находящееся в нем имущество, то раньше главной задачей огнеборцев была локализация возгорания, разборка горящего здания и, если нужно, соседских построек, чтобы огонь не перекинулся дальше.

Четвероногие пожарные

Содержание и дрессировка лошадей для нужд пожарных команд требовали особого внимания. Лошадь может быть пригодна к пожарной службе только в возрасте от четырех до 12 лет. Приучали лошадей к огню и дыму постепенно. Сначала тренировали факелам, потом, сжигая пуки соломы, подводили лошадь под уздцы к пламени, при этом ее постоянно ободряли. Когда лошадь осваивалась с огнем, ее готовили к неожиданному появлению пламени, поджигая вблизи нее солому или старое негодное сено.

Помимо основной работы, на плечи пожарных ложились уборка конюшен, ежедневная мойка и чистка лошадей, стрижка грив. Также лошадей приходилось мыть после каждого выезда на пожар. Личный состав ежегодно заготавливал сено для лошадей. Пожарные даже сеяли овес, убирали его вручную.

Среди животных не было двух с одинаковыми кличками: когда к месту тушения пожара прибывает несколько частей, лошадь должна слушаться лишь своего фурмана (кучера). В тушении огня он не участвовал, только держал стремена.

Факт

До революции каждый гражданин при известии о загорании должен был бежать к месту пожара. Не явившиеся подвергались денежному взысканию в сумме 10 рублей.

Добровольные пожарные общества создавались на Алтае с 1893 года. Учредители обществ усиленно формировали состав членов команды и дружинников из своих приказчиков и служащих, не считаясь с желаниями последних.

В середине 1700-х годов барнаульский инженер Козьма Фролов предложил проект пожарной машины. Она предназначалась для тушения пожаров в заводских и фабричных корпусах и представляла бы собой стационарную противопожарную установку, прототип современной дренчерной системы и пожарного водопровода. Но воплотить в жизнь такую установку так и не удалось: царскую администрацию изобретения не интересовали.

Иван Рунтов,
начальник производственно-технического центра федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю, полковник:

Около 70% пожарной техники в крае — это автомобили, которые подлежат списанию. Срок службы пожарного автомобиля около 10 лет, а у нас в некоторых частях на вооружении стоит техника, которой по 20–25 лет. Последнее массовое поступление было в 1993–1994 годах, потом лет десять техника вообще практически не обновлялась. В последнее время новая пожарная техника все же поступает, обычно — пять – семь единиц в год. Этого недостаточно.

Как менялась пожарная техника

1924 год

Пожарный автонасос АМО-Ф-15. Простой по конструкции, дешевый в изготовлении, этот автомобиль послужил образцом для всего развития советской пожарной техники в довоенный период.

1936 год

Автоцистерна ПМЗ-2. Емкость для воды серийной модели составляла всего 1500 литров. Боевой расчет — 6 человек. Цистерна закреплялась на специальных кронштейнах хомутами и растяжками. У более поздних моделей степень наполнения емкости с водой определялась ртутным указателем уровня, установленным сзади цистерны. На автоцистерне предусматривался обогрев емкости с водой в зимнее время.

1960 год

Автоцистерна ПМЗ-53А. Серийная автоцистерна на шасси ЗИЛ-164. Боевой расчет составлял 7 человек. Объем цистерны для воды — 2100 л, пенообразователя — 150 л. Устанавливался насос ПН-30К производительностью 30 литров в секунду. В отличие от более ранних моделей она имела цельнометаллический кузов, состоящий из трехместной кабины водителя, четырехместной кабины боевого расчета и двух тумб с отсеками. Цельнометаллический кузов и кабина боевого расчета были значительно долговечнее и надежнее в эксплуатации, чем деревянные.

1978 год

Автоцистерна АЦ-40(130)-63Б. Серийная автоцистерна на шасси ЗИЛ-130. По сравнению с предшественниками увеличена емкость цистерны для воды до 2350 литров и 165 литров пенообразователя. Боевой расчет — 7 человек. Устанавливался центробежный насос ПН-40У производительностью 40 литров в секунду. Это один из самых красивых и массово выпускавшихся советских пожарных автомобилей.

2011 год

Автоцистерна АЦ-3,2-40/4(43253)-001МС. Серийная автоцистерна на шасси КамАЗ-43253. Предназначена для тушения пожаров в жилых зданиях, на промышленных объектах, для доставки к месту вызова боевого расчета, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и запаса огнетушащих веществ. Боевой расчет — 5 человек. Объем цистерны для воды — 3200 л, пенообразователя — 200 л. Оснащена современным стволом-распылителем высокого давления с изменяемым углом факела распыла огнетушащих веществ NePiRo Ergo. Цистерна изготовлена из пластика и оснащена электронным водомером и австрийским центробежным насосом Rosenbauer NH 30 производительностью 40 л/сек.

Цифра

В 2013 году в Алтайском крае произошло 3 568 пожаров (в среднем это почти десять возгораний ежесуточно). В них погибли 216 человек и 208 — пострадали.

В регионе действуют 163 подразделения Федеральной противопожарной службы. Это самое большое количество в Сибирском федеральном округе. Всего на вооружении алтайских огнеборцев находится 899 единиц техники боевого расчета. Личный состав противопожарной службы насчитывает 1377 человек.

Факт

Первая пожарная часть в Барнауле появилась 150 лет назад, в 1864 году

Иван Кузьмин, Евгений Соков

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость