Потребитель

Вернутся ли россияне к "обществу потребления"?

По данным исследовательского холдинга "Ромир", с весны текущего года потребительская активность россиян начала восстанавливаться после кризиса. Растет как стоимость среднего чека, так и частота покупок. В то время как исследователи поспешили возвести это в тренд, ритейлеры в конце года оказались на распутье: с одной стороны, они не отрицают выход экономики из кризиса, но с другой – видят, что высокий уровень инфляции, обгоняющий рост доходов потребителей, рождает в них пессимистические настроения. Сегодня эксперты "СК" рассуждают о том, есть ли у потребителей возможность и желание вернуться к докризисным объемам покупок.

Жан Бодрийяр,
французский философ, социолог, культуролог:

"Обществом потребления" является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа.

Минимум потребления

Согласно принципам формирования потребительской корзины россиян одному трудоспособному человеку в месяц полагается:

картофеля - 9 кг
свежих фруктов - 2 кг
мясных продуктов - 3 кг
рыбы - 1 кг
Кроме того в одном плаще, осеннем пальто или куртке, а также зимней верхней одежде россиянам полагается ходить не менее - 7 лет
чулочно-носочные изделия можно обновлять каждые 2 месяца
6 пар обуви полагается на 3 года и 2 месяца
постельное белье можно обновлять 2 раза в год

Нам не сойти с пути

Владислав Иноземцев,
директор Центра исследований постиндустриального общества, редактор журнала "Свободная мысль" (Москва):

По мере того как российская экономика болезненно и медленно, но выходит из кризиса, многие эксперты начинают размышлять о том, возможно ли восстановление в стране того "общества массового потребления", которое якобы сформировалось в предкризисные годы. Тема эта выглядит сегодня несколько спекулятивно, так как, по сути, перелом наметившихся ранее тенденций в 2008–2009 годы был очевиден только в отношении дорогих товаров длительного пользования и некоторых секторов сферы услуг.

В 2009 году россияне купили на 22% меньше квартир и на 45% меньше новых автомобилей, на 15% меньше съездили в зарубежные туристические поездки, чем в 2008 году. Но, по большому счету, только и всего.

Согласно данным независимого "Левада-Центра", 63% россиян – в основном пенсионеров и госслужащих, доходы которых продолжили рост, – вообще не заметили кризиса. И это определило судьбу массового потребления. В 2009 году общий объем реальных располагаемых доходов населения вырос на 2,7%, за первую половину 2010 года – на 3,3%. Сегодня постепенно восстанавливается рынок автомобилей и товаров длительного пользования. И я уже не говорю о том, что доходы особо обеспеченных граждан растут опережающими темпами. Уровень и повадки их потребления выступают ориентиром (пусть и недостижимым) для остальных. Россия в 2000-е годы обрела облик общества массового потребления, хотя его уровень остается неизмеримо ниже, чем в западных странах. Этому способствовали, с одной стороны, стремление удовлетворить давно отложенные насущные потребности и, с другой – упорное формирование примитивных стереотипов потребительского поведения, ориентированных на подражательство наиболее обеспеченным слоям населения. И так как пока в стране есть деньги для поддержания прежнего уровня доходов, не предвидится новых массовых сокращений персонала, а у богатых граждан прошел первый шок и вновь началась "золотая" полоса, то Россия не сойдет с пути в сторону "общества потребления".

Кризис не изменил ценности

Александр Новиков,
социолог, генеральный директор компании "Радость понимания" (Москва):

Понятие "общество потребления" используется давно. Оно возникает, когда люди начинают зарабатывать существенно больше денег, в результате социальная и экономическая системы начинают изменяться. Существенно больше денег тратится не на выживание, а на такие вещи, которые в принципе не являются важными при другой системе ценностей. Это не только предметы роскоши, но и одежда, развлечения, досуг, сфера услуг. Сама структура общества становится более сложной. Самоидентификация зависит в большей мере от вашего стиля потребления, от того, что вы имеете, а не от вашей профессиональной, к примеру, принадлежности.

В связи с пережитым кризисом мы не перестали быть обществом потребления. Раньше вы пили вино дороже, а теперь довольствуетесь более дешевым аналогом. Вы же не говорите, что это бессмысленная блажь, не имеющая никакого отношения к реальной жизни. Кризис не стал катаклизмом, который бы перестроил всю систему наших ценностей и взгляды на собственную жизнь.

Мы стали немного трезвее относиться к понятиям "круто" и "престижно", мы научились радоваться малому, но оно по-прежнему является материальным. То есть хороший ужин в ресторане мы поменяли на хороший ужин с друзьями дома. Характер и стиль потребления будут меняться, но в целом  "общество потребления" все равно останется.

Люди просто выживают

Владимир Токарев,
генеральный директор "Центра изучения рыночной конъюнктуры и общественного мнения" (Барнаул):

Я не считаю, что у нас сформировалось "общество потребления". Характеристики "общества потребления" можно применять только к людям с доходом выше среднего. Остальные никакого отношения к этому не имеют. Они всегда покупали более дешевые товары не всегда высокого качества. В кризисный период расслоение общества по уровню доходов стало еще больше. Мы уже начали надеяться, что кризис пережит, но подводных камней еще очень много.

К примеру, со следующего года запланировано увеличение налоговой базы – люди начнут терять в доходах, поскольку работодателям как-то придется компенсировать расходные статьи. Коммунальные платежи растут в среднем по году на 25%, а доходы людей не увеличиваются как минимум два года. Поэтому даже те, кто имел доходы выше среднего, не смогут вернуться к докризисным стандартам потребления.

Наши исследования показывают, что индекс покупательской активности постоянно снижается, 60% расходов людей в Барнауле приходится на продукты питания. Это говорит о том, что более дорогие непродовольственные товары: одежду, обувь, бытовую технику и т. д. – они покупают довольно редко. О каком "обществе потребления" можно вести речь, когда люди просто пытаются выживать? Я считаю, что следующий год будет самым тяжелым.

Опрос: а вы деньги тратить не боитесь?

Оксана Раченкова,
сотрудник профсоюза:

Доходы уменьшаются, а сокращать расходы просто невозможно. Хоть бойся, хоть не бойся, а у меня маленький ребенок, которому постоянно что-то необходимо покупать. Поэтому как бы там ни было, а экономить не получается, потому что лишних расходов просто нет, а цены растут.

Владимир Фомин,
администратор магазина:

Я даже не могу сказать, потому что бюджетом в нашей семье занимается супруга. Но, по моим ощущениям, мы покупаем так же, как и раньше.

Юлия Ковинова,
продавец:

Я не скажу, что боюсь тратить деньги. Для меня ничего не изменилось. Это касается как повседневных, так и крупных покупок.

Наталья Николенкова,
поэтесса:

Я не боюсь, потому что тратить особо нечего. Доходы сокращаются, поэтому, конечно, приходится экономить. Хорошо, что со всеми кредитами я рассчиталась еще до кризиса. Но с учетом роста цен денег все равно не хватает.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость