Образование

Второклашки-полиглоты

Введут ли в Барнауле обязательное изучение иняза в начальных классах?

Сколько в вашем лексиконе английских или немецких слов? Десятка два - предельный идеал? Будьте уверены, что ваши дети, достигнув такого же возраста, будут иметь куда более глубокие знания иностранного языка.

Инициатива - от родителей

С 2003 года Министерством образования РФ решено ввести изучение иностранного языка в начальной школе. Об этом говорится в приложении к письму Минобразования "О введении иностранного языка во вторых классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002-2003 учебном году." Более того, чиновничьи умы "вымудрили" учить детей английскому или немецкому в детском саду. К счастью для большинства барнаульских ребятишек и к сожалению для многих родителей, эксперимент пройдет только в Москве и Московской области.

В Барнауле пока таких детских садов нет, а вот насчет школ, где бы первоклассники-второклассники штудировали иняз, главный специалист городского комитета по образованию Наталья Пирожкова сказала: "Не могу назвать точную цифру, сколько в Барнауле школ, в которых дети изучают иностранный язык в начальных классах, но их достаточно много".

Неизвестно, кто больше хочет владеть иностранным языком, барнаульские ребятишки или их родители, но инициатива в изучении языков в большинстве случаев исходит от последних. Во многих школах города есть своего рода языковые кружки, в них занимаются дети, родители которых решили, что их чадо должно знать еще один язык, кроме русского. В таких случаях родители нескольких учащихся находят учителя, который был бы согласен преподавать детям иностранный язык и получать за это зарплату из бюджета родителей. Такой подход к введению иностранного языка устраивает всех. Дети освобождены от "обязаловки", родители уверены, что ребятишки к одиннадцатому классу будут иметь основательный языковой навык, учителя получают отдачу: от учеников знаниями, а от родителей деньгами.

Русский губим, английский учим

Однако в некоторых случаях мнения преподавателей даже одной школы прямо противоположные.

Директор начальной школы ЦО "Сигма" Надежда Купцова: "А за счет какого предмета поставят часы иностранного языка - математики или русского языка? Любопытно было бы посмотреть учебный план, который предложат в Минобразования. Давайте считать вместе: шестидневка для второго класса предполагает двадцать пять учебных часов, отнимаем от них часы на второстепенные уроки, остается четырнадцать - на математику, чтение и русский язык. Если на иностранные языки дадут два-три часа, то на основные предметы совсем ничего не остается. Руcский язык загубим на корню, читать детей не научим. О каких знаниях в начальной школе может идти речь?

"Принудиловкой" тоже заниматься не стоит. Многие дети просто не смогут выдержать такую нагрузку. Если родители хотят, чтобы их ребенок изучал второй язык и сам ребенок хочет и способен на это, то почему бы не обратиться в специализированную школу или совместно с учителем не организовать платный кружок иностранного языка?"

Учитель начальных классов ЦО "Сигма" Марина Арашина: "К этому нововведению я отношусь положительно. Объясню, почему. Знаменитые педагоги говорят, что ребенок может начать изучать несколько языков с пяти лет. Современные родители хотят дать своим детям хорошее образование. Знание иностранного языка - одно из главных требований такого образования. Мои первоклассники хором кричат: "Марина Владимировна, хотим изучать английский". В первом классе на базе платного языкового кружка, образованного по инициативе родителей, мы изучаем устное слово, во втором - транскрипцию, в третьем - читаем. Языковые трудности у ребят начинаются в третьем классе, для них главной сложность является чтение на английском. На всех этапах изучение языка происходит в игровой форме, многие диалоги инсценируем. Как и в обычной школе, у нас есть сильные по знаниям дети и те, кто послабее. Сразу делим их на группы. Учителя настоятельно рекомендуют родителям не нанимать детям репетиторов дополнительно к школьным урокам иностранного языка. Это уже будет сверхнагрузка".

Большинство родителей приветствуют введение иностранного языка во вторых классах начальной школы. "Наконец-то, давно пора", - говорят многие.

Хемингуэя и Гете - в оригинале

Бабушка одного маленького барнаульца оказалась настоящей находкой для нас. В свои шестьдесят пять лет она читает Хемингуэя на английском, Гете и Шиллера на немецком. Полина Михайловна Суворова говорит: "Это замечательно, что хотят ввести иностранный язык в начальной школе. Считаю возможным и нужным давать уроки второго языка уже в детском саду. Моя мама владела литературным немецким и английским. Изучение языков в одной из московских школ (Полина Михайловна - коренная москвичка), со мной и сестрой занималась английским мама, а немецкий нам преподавал на дому настоящий немец. Хотя мне всего шестьдесят пять (иронично улыбается), но я могу позволить себе такую роскошь - прочитать художественное произведение (редко со словарем) не только на русском. Вот вы и сами убедились, к чему может привести изучение иностранного языка с раннего возраста".

Без языка мы убоги

Будущее преобразование в начальной школе прокомментировала доцент кафедры языка массовых коммуникаций и редактирования АГУ Татьяна Кулинкина: "Чем раньше ребенок приступит к изучению языка, тем лучше будет его знать. Когда мы осваиваем язык с пятого класса - это просто формальность и никаких знаний. Приведу пример из личного опыта. Десять лет назад моя дочь закончила школу № 22 (там изучают иностранный язык с первого класса. - Прим. авт.), и больше она не сталкивалась с английским ни в учебе, ни в профессии, ни в общении. В этом году мы с ней оказались за границей. Ей понадобилась неделя, чтобы вспомнить школьные знания языка, иностранцы сделали комплимент по поводу ее английского. Я же без знания языка чувствовала себя неуютно.

Как профессионал, могу сказать, что при изучении сразу двух языков важно сохранить у ребенка мелодику русской речи, ее выразительность".

В девятнадцатом веке классики литературы журили общественность за "смешенье нижегородского с французским", подразумевая недалекую образованность своих современников. Сегодня владение иностранным языком является не только признаком хорошего тона, но и обеспечивает престиж. А вот русский почему-то не так высоко "котируется". Может быть, стоит для начала научить детей литературному русскому, а потом и всем остальным языкам. А дальше их дело - что с чем смешивать.

Анастасия МАСИБУТ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость