Политика

Зачем нам знать о доходах депутатов и чиновников?

На прошлой неделе были опубликованы сведения о доходах и имуществе депутатов краевого и федерального уровня и членов их семей за 2011 год – теперь парламентарии, как и чиновники, тоже обязаны это делать. Госслужащие, включая сотрудников администраций, судей, прокуроров, полицейских и т. д., до середины мая также обнародуют аналогичную информацию.  Декларирование доходов преподносили общественности как эффективную меру в борьбе с коррупцией. Но действует ли она? Могут ли граждане судить о мере коррумпированности чиновников и тем более депутатов, большая часть которых работает на добровольной основе, по этим данным?

Здание администрации Алтайского края.
Здание администрации Алтайского края.
Михаил Хаустов

Алексей Конов,
Высшая школа экономики:

В некоторых странах есть вид преступлений – незаконное обогащение. Чиновник приобретает имущество, несопоставимое по цене с официальным доходом, и не может этого объяснить. Проверяющие спрашивают: "Откуда?" Если не верят, что машину и квартиру подарила мама, подают в суд.

Опрос. Считаете ли вы необходимым проверять, соответствуют ли реальные доходы депутатов суммам, заявленным в их налоговых декларациях?

Да, достоверность информации должна проверяться спецслужбами — 228 (89%)
Скорее нет, но информация должна быть в публичном доступе — 21 (8%)
Нет, нужно доверять людям, которых мы выбрали — 0 (0%)
Другое — 7 (3%)
Участие в соцопросе приняли 256 человек. Опрос проведен компанией соцопрос.ру.

Нужна политическая конкуренция

Георгий Сатаров,
президент Фонда прикладных политических исследований "ИНДЕМ":

Совершенно очевидно, что как мера борьбы с корруп­цией эта информация не работает, потому что отсутствует механизм, который бы ее использовал и превращал в некие практические следствия. А механизм этот – реальная политическая конкуренция. В этой информации заинтересована оппозиция. Действующая политическая сила, находящаяся у власти, боится себя скомпрометировать. Когда существует реальная оппозиция с реальной возможностью изменить политическую власть, эти инструменты действуют. В российских условиях они не работают! Мы видим это совершенно отчетливо.

Но нельзя сказать и то, что раскрытие сведений о доходах совершенно бесполезно, потому что эта информация постепенно, в том числе и благодаря СМИ, влияет на мозги граждан. Причем в положительную сторону.

В странах с низким уровнем коррупции политики сначала карательные меры применяют к себе, подавая в отставку. И не тогда, когда доказана их вина, а когда только возникло подозрение и ситуация конфликта интересов. Ясно, что у нас этим и не пахнет, политическая ситуация другая – в ней отсутствует реальная конкуренция.

Конечно, в России можно, как во многих других странах, начать публиковать и данные о расходах. Но, как известно, у нас много лазеек, позволяющих прятать свое потребление. Например, депутат может ездить на машине, которая числится за его родственником, и жить в доме, который числится как гостевой за его фирмой. Естественно, данные слабо проверяются, поэтому вопрос доверия довольно сомнительный. Тем не менее там попадаются цифры, которые могут удивлять и шокировать, а это достаточно важно для изменения умонастроений. А, как вы помните, любые изменения в жизни и в стране начинаются с изменения в головах.

Хотелось бы верить, что мы достигнем иного уровня понимания чистоты отчетности и уменьшения коррупции во всех сферах общества через 12 лет. Главное – понимать, что все зависит от нас.

Словам не верю

Елена Таримова,
генеральный директор "Центра государственного заказа":

Я не верю ни одному слову и ни одной цифре, показанной депутатами и госчиновниками в открытых источниках, хотя бы потому, что работаю в сфере государственного заказа. Через нашу организацию проходит много информации, я вижу, кто и как подает заявки, кто выступает поставщиками, и по каким принципам работает конкурсная комиссия.

Публикация сведений о доходах – не метод борьбы с коррупцией, а очередной способ показать гуманизм и толерантность нашего общества, которые и так уже зашкаливают. Ведь дальше обсуждения этих псевдоцифр дело не идет. Но! Важно понять, что коррупция касается каждого из нас, она убивает целые слои населения. Если "здесь" дали взятку, значит, "дотуда" не дошли деньги. А это может быть больница, школа, детский сад и т. д.

Дело еще и в том, что у нас комбинаторное мышление. Я знаю, что даже юристы, читая новый закон, сразу пытаются увидеть "бреши", благодаря которым можно его обойти.

Может быть, нужно ввести полную конфискацию имущества не только у провинившегося человека, но и у близкого окружения. Также отменить мораторий на смертную казнь. Проблема еще и в том, что с каждым годом Россия все больше превращается в чиновничью страну с пародией на демократию. Поэтому, пока мы живем в нынешней системе, у нас будут процветать и взятки, и коррупция, и ложь.

Сомневаетесь – пишите

Андрей Осипов,
заместитель председателя АКЗС, председатель комитета по правовой политике:

Публикация данных о доходах депутатов – норма, установленная федеральным законом. Сегодня она является одним из элементов борьбы с коррупцией в стране.

Понятно, что далеко не все цифры, указанные в отчетах, сформированы за время депутатской деятельности. Там в том числе и доходы с предыдущих мест работы. Большие суммы могут возникнуть и в том случае, когда была продажа имущества или получение процентов с акций, – это же в таблице не расшифровывается.

В случае если у кого-то возникает недоверие или сомнение в цифрах, можно написать заявление и подать в комиссию, которую мы создали при АКЗС. Если заявление будет не анонимным, то комиссия проверит достоверность, и вам дадут все ответы. Публиковать еще и все расходы, я считаю, нет смысла, хотя сейчас и разрабатывается соответствующий проект закона. Но здесь очень тонкая грань с вторжением в личную жизнь.

То, что из алтайских депутатов кто-то показал доход в пару-тройку десятков тысяч, а кто-то вообще не представил данные, никем караться и проверяться не будет. Ответственность за это законодательно не предусмотрена.

Я уже дважды проходил через выборы и поэтому, представляя данные, дискомфорта не испытываю. Нужно понимать, что если ты хочешь быть публичной фигурой, то будь готов представить сведения о себе. Конечно, элемент "публичного раздевания" присутствует, но лучше я покажу, что достойно зарабатываю, чем совсем скрою доход.

Опрос. А вы верите их отчетам?

Юлия Стешенкова,
специалист Пенсионного фонда РФ:

Некоторых из этих людей и их работу я знаю и, когда вижу сведения о доходах, то соотношу с тем, что может быть на самом деле. Данным некоторых персон доверяю полностью. Но есть и те, чья информация кажется недостоверной.

Сергей Андреев,
руководитель Школы публичной политики:

Достоверность сведений о доходах – максимум 30–40 процентов. В нормальных странах давно публикуют не доходы, а расходы госслужащих. Это информативнее.

Татьяна Ларина,
директор компании "Русская династия":

Отчеты – фарс и цинизм! Принятый закон на деле работает не против коррупции, а против общества. Избранникам советую публиковать правдивые данные. Лучше понимать, что депутат богат, чем видеть, что он над нами потешается.

Александр Вельбой,
предприниматель, Хабарский район:

Никому не верю, особенно депутатам! На земле работать никто не хочет, только на словах нас, простых людей, поддерживают. Все честные в низах, их никто не слышит и не видит. Когда это кончится? Неизвестно.

Что искать в кошельках законодателей?

Региональные депутаты впервые публично признались в том, какие у них доходы и имущество. Закон, обязавший их раскрывать  кошельки, был принят в ноябре прошлого года. Региональный документ, повторивший эту норму, появился  29 марта. Депутаты дисциплинированно сведения обнародовали.

Зачем их заставили это делать? Можно объяснить, для чего о своих доходах должны рассказывать госчиновники. Они полностью находятся на содержании налогоплательщиков, при этом распоряжаются бюджетами и, соответственно, могут воспользоваться служебным положением в корыстных целях. Хотя даже в этом случае не вполне ясно, как по данным о доходах и имуществе рядовой гражданин может понять: честен чиновник или нет живет ли он по средствам? Ведь данных о его расходах нет и о размере положенной ему зарплаты – тоже. Но, повторимся, в случае с госслужащими понятнее хотя бы посыл.

Часть алтайских депутатов работает на освобожденной основе, то есть "сидят на зарплате" в краевом парламенте. Но они в соответствии с ранее изданными указами президента уже с 2010 года отчитываются о своих доходах. Остальные же их коллеги трудятся на неосвобожденной основе, то есть зарабатывают деньги в другом месте. Почему они должны раскрывать свои кошельки?

Категоричного ответа нет. Власти говорят традиционные слова о прозрачности, о борьбе с коррупцией и т. д. Но даже эксперты, профессионально занимающиеся антикоррупционной тематикой, не могут однозначно сказать, до каких пределов должна распространяться открытость и какой в этом смысл. Один из них, Вальтс Кальниньш, выступая на семинаре Центра "Transparency International – Россия", сказал: "Надо найти баланс между публичным раскрытием информации и защитой личных данных. Это вопрос дебатов. Когда мы говорим о политических и высших должностных лицах, у нас есть более серьезные аргументы требовать полного раскрытия информации. Когда же мы говорим о должностных лицах низшего уровня, может быть целесообразным придерживаться более конфиденциальной практики".

И добавил: "Трудно ответить на вопрос о том, насколько декларации способствуют реальному снижению коррупции. Мне кажется,  важно развитие странами систем показателей, определяющих эффективность этого механизма".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость