январь 14, 2013
Накануне Нового года компания "Мария-Ра" открыла 500-й магазин своей торговой сети, преодолев тем самым очередную круглую цифру. А на прошлой неделе на сайте компании было указано, что сеть включает уже 501 магазин. Количество торговых точек является одним из основных и очевидных показателей развития компании, специализирующейся на розничной торговле. Эксперты "Вашего дела", не отрицая этого факта, тем не менее считают, что преодоление "Марией-Ра" нового количественного "рубежа" имеет, скорее, психологическое значение, чем экономическое.
Александр Ракшин.
Олег Богданов
В 2012 году "Мария-Ра" открыла 129 торговых точек. То есть в среднем компания запускала один магазин в три дня. По данным аналитической компании INFOLine, сегодня "Мария-Ра" является "одним из крупнейших розничных операторов в Сибирском федеральном округе, одним из лидеров российского ритейла по развитию собственных торговых марок и одной из самых инвестиционно привлекательных розничных компаний России". В настоящее время ее сеть представлена в Алтайском крае, Республике Алтай, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях. На конец первого полугодия 2012 года общая площадь торговых точек компании составляла 158,8 тыс. кв. м, а ее чистая выручка по итогам 2011 года достигла 30,9 млрд. рублей (INFOLine).
Владелец "Марии-Ра" Александр Ракшин сообщил "ВД", что у компании не было цели открыть 500-й магазин именно к Новому году. "Не стоит преувеличивать значение этой цифры", — добавил он. По оценке Владимира Шпенглера, председателя "Алтайской краевой торговой ассоциации", "Марию-Ра" можно поздравить с открытием 500-го магазина, но тем не менее ей еще есть куда стремиться. По его словам, чем больше магазинов открывает сеть, тем проще ей становится это делать, так как схема уже отработана.
500 магазинов — это просто хорошая круглая цифра. Она, конечно, большая и лучше, чем, например, 473. Но ничего принципиально нового для компании она, скорее всего, не означает. Если говорить о бизнесе торговых сетей в целом, то, конечно, количество торговых точек в сети влияет на бизнес-процессы компании, ее статус и взаимоотношения с контрагентами. Например, когда у сети открывается пятый магазин, то все, безусловно, меняется. Это не то же самое, что один или два. Но дальше оценивать изменения трудно. С какого количества торговых точек они происходят — со 100 или с 200? В каждом конкретном случае это зависит от многих обстоятельств, в которых существует бизнес. Ведь 200 магазинов в Москве и 200 магазинов в разных городах и селах одного региона — это не одно и то же.
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", говорит, что для банка нет принципиальной разницы, 488 магазинов у контрагента или 500. Он считает, что при взаимоотношении с контрагентами имеет значение масштаб бизнеса в принципе, объем продаж компании.
Динамичное укрупнение сети, активное открытие новых торговых объектов при условии сохранения рентабельности выступает позитивным фактором развития бизнеса. В том числе эффект масштаба положительно влияет на стоимость и привлечение заемных средств. Однако собственно число 500, конечно, никакой определяющей роли не играет. Достижение этого уровня, скорее, позитивный психологический фактор, важный в первую очередь для акционеров, менеджмента и сотрудников компании.