Газопровод имени Владимира Путина

апрель 3, 2006

Что принесет Алтаю беспрецедентный по масштабам транснациональный проект поставок газа в Китай?

О таких мегапроектах российские власти давно не заявляли. Как договорились главы России и КНР, более 10% нынешних объемов добычи газа страна будет продавать в Китай, причем половина этого счастья поступит в Поднебесную через Алтай.

Для того чтобы реализовать проект под условным названием "Алтай", в течение пяти лет газовики должны будут прокладывать по 600 км труб в год, вложив в проект сумму, превышающую десять годовых бюджетов Алтайского края. Что принесет прокладка газопровода жителям края и России в целом?

Деньги

Предполагаемая длина газопровода "Алтай" - 3000 км. По данным Владимира Германенко, члена Совета Федерации от Алтая, один километр газопровода стоит около 1 миллиона долларов, так что затраты на газопровод - 3 миллиарда. Однако в сообщениях СМИ речь идет о 10 млрд. долларов - суммарной стоимости проекта. На что уйдут остальные 7 млрд.? Возможно, на геологоразведку и освоение разведанных месторождений.

В любом случае денег этих еще нет. В "Томкстрансгазе" отказались давать официальный ответ на вопрос, кто будет инвестором проекта, но неофициально сообщили, что одному "Газпрому" такой проект не потянуть. По словам Владимира Германенко, скорее всего, будет создано совместное с "Газпромом" акционерное общество, возможно, даже с участием китайцев. По официальным сообщениям, финансирование строительства берет на себя российская сторона. Германенко предполагает, что деньги будут взяты взаймы у международных финансовых корпораций и возвращать их будут после постройки газопровода и запуска его в эксплуатацию.

Осуществимость

Один из моих собеседников - сотрудник Новосибирского института экономики, пожелавший остаться неизвестным, выразил сомнение в том, что газ в таких объемах (30-40 млрд. кубометров) у нас можно поставить в Китай. "Объемы добычи "Газпрома" падают, а нужно еще выполнять западные контракты, - сказал он. - Для того чтобы поставлять газ в Китай, необходимы вложения огромных денег в геологоразведку. Да и денег на его постройку нет - скорее Казахстан построит свой газопровод для экспорта туркменского газа в Китай, чем мы".

Что тут скажешь? По данным Алексея Конторовича, директора Института геологии нефти и газа СО РАН, с 2000 по 2004 год "Газпром" ввел в разработку несколько гигантских месторождений, в 2010 году планируется начать добычу на еще одном крупнейшем месторождении на Ямале. Так что, похоже, к моменту запуска газопровода нам будет что продать Китаю. Смогут ли газовики прокладывать по 600 км трубопровода в год, если раньше сообщали о возможности проложить при благоприятных условиях 150 км в год? Видимо, это вопрос организации работы и опять же наличия денег.

Китай

Еще один неясный момент проекта - в том, что газопровод будет подведен к бедному и, как считается, малонаселенному Синьцзян-Уйгурскому автономному району (СУАР), с которым граничит Республика Алтай. Но, как объяснил Владимир Германенко, район этот не такой уж малонаселенный: живут там, по разным оценкам, 16-19 млн. человек. Но главное - в том, что в СУАРе существует свое газовое месторождение и газопроводы от него идут к богатым районам Китая.

"Если мы подведем свою ветку к китайской, сибирский газ будет поставляться в один из самых быстрорастущих районов Китая - Шанхай, - объяснил "СК" китаевед Яков Бергер, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН (Москва). - Неплохими темпами развивается и Синьцзян-Уйгурский район, и он, видимо, также сможет потреблять наш газ".

Эффект

Хорошо это или плохо, что мы снова затеваем беспрецедентный по масштабам проект продажи за рубеж сырья? "Если у нас появляется возможность не быть привязанным к одному потребителю - в данном случае к Западной Европе, - это очень хорошо, - считает Яков Бергер. - Кроме того, если мы будем продавать Китаю газ и нефть, у нас появляется дополнительный аргумент для того, чтобы выиграть тендер на строительство в этой стране атомных электростанций. Уступка с нашей стороны должна повлечь за собой определенную поддержку с китайской стороны. Китайцы обещали увеличить инвестиции в Россию в сумме до 12 миллиардов долларов. Проекты на два миллиарда, насколько мне известно, уже подписаны руководителями обеих стран".

Владимир Германенко считает, что само по себе строительство создаст не очень много рабочих мест на Алтае, ведь строить будут новосибирцы ("Сибтрубопроводстрой") - подрядчики "Томсктрансгаза". И все же на нашей территории будут закупать и ГСМ, и продовольствие. Главное же - газ придет в те районы края, которые не имели шансов на газификацию при нынешнем маршруте газопровода Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск. Не будем забывать и другое: возможность получать более дешевую электроэнергию, что может стать стимулом к развитию экономики в газифицированных районах.

Не можем не привести здесь и отрицательное мнение о реализации проекта: депутат Госдумы Владимир Рыжков уверен, что Республика Алтай получит резкий отток туристов, разрушит туристическую инфраструктуру и такой мегапроект эту потерю не восполнит. По его мнению, президента России, давшего согласие на создание газопроводного коридора, просто подставили, не напомнив, что маршрут газопровода пройдет по заповедной территории.

Желтая угроза

Договор между "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией уже подписан, и понятно, что договоренность на таком уровне - не пустые слова.

Однако где газопровод - там и дорога. А где дорога - там усиление межнациональных контактов неизбежно. Стоит ли бояться китайцев? Реальную опасность составляет в первую очередь нелегальная миграция, вместе с которой идет и преступность. "Нужно, чтобы местные власти были непродажными, - говорит Яков Бергер. - Тогда не будет и нелегальной миграции".

Что касается возможного увеличения притока китайских товаров, то, как говорит Юрий Шамков, депутат крайсовета, китайские товары уже давно теснят российские по соотношению цена-качество. Пути здесь только два: либо отгородиться железным занавесом от Китая, либо самим становиться лучше. Второй путь сложнее, но намного эффективнее.

Маршрут

Маршрут газопровода уже известен, хотя и краевые власти, и наиболее вероятный заказчик строительства - "Томсктрансгаз" - держат его в строгом секрете. По сведениям "СК", это будет совершенно новая ветка, на территории края она будет проходить через Кулундинскую степь и Алейск. Далее известно немногое. По словам Владимира Рыжкова, депутата Госдумы, трасса будет идти вдоль Чуйского тракта и по высокогорному плато Укок.

Участок маршрута по высокогорью - наиболее опасный и спорный. Академик РАН Сергей Гольдин, директор Института геологии и геофизики СО РАН, сказал "СК", что в районе границ Алтая с Китаем нет безопасных с сейсмической точки зрения участков, это необходимо предусмотреть при технической реализации проекта. Один их главных вопросов строительства - как свести к минимуму возможный ущерб населению в случае аварии. Наименее заселенный участок - на границе с Монголией. Но если прокладывать газопровод через эту страну, необходимо будет оплачивать транзит, из-за чего могут возникнуть проблемы. По словам Сергея Гольдина, технологии сейсмостойкого строительства существуют, но насколько ими владеют газовики, сказать трудно.

Елена Клишина, Надежда Скалон.