В гостях у Агафьи Лыковой

апрель 7, 2006

Два барнаульских туриста на днях вернулись из месячного путешествия по хакасской тайге. Они побывали в гостях у знаменитой отшельницы Агафьи Лыковой. О том, как она их встретила, о чём рассказывала и чем кормила, читателям "МЭ" рассказал один из туристов - Денис Валяев. Денис в гостях у Агафьи оказался впервые. А вот его друг Андрей Назаров со знаменитой отшельницей уже виделся. Два года назад заходил к ней на заимку.

- Туристу найти заимку Лыковых довольно просто, - объясняет Денис. - Она находится как раз в устье реки Еринат. Выходишь на место, где река впадает в Большой Абакан, там и живёт Агафья Лыкова. Выше стоят три деревянных домика, внизу ещё один плюс курятник.

На заимке Агафья Лыкова живёт не одна. 15 лет назад к ней примкнул Ерофей Сазонтич, работавший на геологической базе недалеко от места, где обитала семья староверов Лыковых. Места эти ему понравились. Потому решил, что на пенсии коротать время будет именно здесь, в хакасской тайге. Ерофей Сазонтич живёт в отдельном от Агафьи домике. Они просто соседи, не более того.

- При встрече сразу было понятно, что и Агафья Карповна, и Ерофей Сазонтич очень соскучились по общению, - вспоминает Денис. - Зимой-то гости к ним редко захаживают. Агафья узнала Андрея Назарова, стала расспрашивать его о семье. Я первое время с трудом понимал, что она говорит. Потому что у неё говор такой протяжный, не похож на нашу речь.

По мнению Дениса, Лыкова очень отличается от обычных людей. Ей 62 года, но выглядит гораздо моложе - лет на 50. Одета в валенки, зипун, повязанный поясом (это является обязательным предметом одежды у староверов). Единственное украшение - лента, повязанная через лоб. Агафья объяснила барнаульским туристам, что должна носить её до тех пор, пока не выйдет замуж.

- Она первым делом спросила, что у нас творится с паспортами, - улыбается Денис. - Услышала по радиоприёмнику у Ерофея Сазонтича, что нам взамен обычных паспортов выдают какие-то со штрихкодом. А для неё штрихкод - это знак дьявола. Возникло ощущение, что Агафья Карповна внимательно слушает радио. Она всё воспринимает буквально и на веру. Неудивительно, что ей наша жизнь кажется кошмаром.

К чему Лыкова подходит избирательно, так это к продуктам. Те, что снабжены штрихкодом, она сразу отвергает. Не может кушать и продукты, приготовленные нехристианами. А это почти всё, что продаётся в магазине.

- Она принимает от туристов, прилетающих к ней геологов и представителей различных администраций всё, - рассказывает Валяев. - Но употребляет в пищу только крупы и муку, из которой печёт хлеб. Она отдала нам два килограмма конфет, которые ей на Новый год присылали. Мы в свою очередь хотели угостить Агафью сушёными яблоками. Их мама Андрея вырастила у себя в саду, а потом высушила. Но Лыкова от яблок отказалась.

Наших земляков таёжная отшельница угостила картошкой. Ерофей Сазонтич дал им сала.

Кстати, Агафья поинтересовалась, молятся ли барнаульские туристы. Когда услышала отрицательный ответ, то настоятельно порекомендовала выучить молитвы. А дедушкам и бабушкам Назарова и Валяева, которые иногда бывают в церкви, передала большой привет.

С гостями из Барнаула Агафья Карповна передала пару писем в Кемеровскую область. Адресованы они были староверческому батюшке. Денис заметил, что письма свои Агафья пишет на особом языке.

- Таким языком написаны Библия и Устав старообрядцев, которые нам показывала Агафья, - замечает он. - Разобрать в этих текстах хоть что-то невозможно. А конверты у неё подписаны теми, кто присылает ей письма. На них уже нормальный слог.

Агафья пожаловалась, что в календаре староверов, выпущенном в Москве к началу 2006 года, много неточностей. Неправильно указаны блюда, которые можно есть во время разных постов. Денис посоветовал ей написать об этом патриарху староверов Александру. Агафье это предложение понравилось. Она даже пожалела, что не успеет написать такое письмо до отъезда барнаульцев.

А Ерофей Сазонтич, в свою очередь, погрустил, что наши земляки провели у них на заимке всего один день - не успели заготовить им дров.

- У Ерофея одна нога, поэтому ему заготавливать дрова трудно, - рассказывает Денис. - А у Агафьи уже возраст не тот. Как-никак 62 года. Она говорила, что летом косила сено для своих коз. Вроде много накосила, а козам на зиму не хватило. Срезает теперь для них еловые ветки. Ерофей Сазонтич и Агафья Карповна попросили нас, чтобы в следующий раз погостили у них дольше. Пообещали, что без работы мы не останемся.