АСП предложил концепцию налогообложения малого бизнеса
май 14, 2013
24 апреля в Барнауле прошел масштабный "круглый стол", на котором обсуждались возможные меры стимулирования малого бизнеса. К
этому мероприятию Алтайский союз предпринимателей подготовил свой вариант концепции налогообложения МСБ. Его представила член правления АСП Татьяна Ларина. Сегодня мы публикуем фрагмент ее
выступления и сам документ.
- На сегодняшний день совокупная налоговая нагрузка малого и среднего бизнеса складывается из нескольких видов налогов, уплачиваемых в разные уровни бюджетов и внебюджетные фонды. Ежегодный
пересмотр и рост налогов стал уже не просто ощутим, но смертелен для малого бизнеса. Самым тяжелым бременем было увеличение в 2011 году страховых взносов с фонда оплаты наемных работников. Тогда на
съезде "ОПОРы России" замруководителя ФНС Шульгин сказал: "Поезд ушел, надо приспосабливаться к новым условиям".
Предприниматели приспособились: увеличили теневую часть зарплаты. Персональные страховые взносы не спрятать, и поэтому ИП стали сдавать свидетельства. В результате
неизвестно, сколько еще приобретет Пенсионный фонд, а миллиарды уже потерял.
Кроме страховых взносов с ФОТ, работодатель еще перечисляет и подоходный налог с физических лиц. Можно нас, конечно, именовать агентами, но мы знаем, что работника интересует
размер только чистой зарплаты, и покупая его труд, мы не морочим ему голову налогами, по уплате которых он обязательств не несет. Следовательно, на рубль зарплаты малый бизнес имеет почти 43% налога.
Но кто захочет при этом выводить зарплату из тени? И главное, разве это стимулирует работодателя фактически увеличивать зарплату наемным работникам (увеличишь на рубль, заплатишь 1,43)? И еще раз
обратите внимание: только малый бизнес имеет такой высокий налог, а крупный бизнес имеет предел налогооблагаемой базы, которая на 2013 год составляет 568 тыс. рублей. Все, что выше, не
облагается (а о размерах зарплат высоких чиновников и в их же лице крупных бизнесменов мы наслышаны и понимаем, что их страховые взносы составляют максимум 15 и ниже процентов). А было 26%.
Метания из стороны в сторону по вопросам налогообложения МСБ свидетельствуют о том, что ни правительство, ни Госдума не имеют представления о состоянии этого бизнеса и о реальных
перспективах его существования.
Очевиден целый ряд грубых ошибок законодателя за последние годы:
- страховые взносы превратились в ЕСН, что вдруг уменьшило собираемость налога;
- ЕСН снова превращают в страховые взносы и увеличивают до 34%, затем откатывают назад до 30% (и выборочно до 20 и 14%), что тем не менее приводит к поголовному сокрытию зарплат наемных
работников;
- больше года работали над патентной системой налогообложения и родили такую "неведомую зверушку", у которой при обороте 60 млн. рублей максимальная годовая базовая доходность 1
млн. рублей, с которой по бедности миллионер уплачивает 6% (30–40 тыс. рублей в год), в то время как на упрощенной системе (придуманной для этого же малого бизнеса) 6% с 60 млн. рублей
составляет 3600 тыс. руб. (в 120 раз больше) — промахнулись;
- слава богу, не удался фокус с отменой ЕНВД и получена передышка до 2018 года.
Предложения союза
— АСП предлагает в основу концепции налогообложения МСБ положить ряд основополагающих принципов.
- Закрепление приоритета за стимулирующей функцией системы налогообложения. Налог должен быть небольшим, особенно на периферии, исходя из главной задачи развития малого бизнеса —
самозанятость и предоставление рабочих мест. Не нужно больше налогов с горстки предпринимателей, а нужно больше предпринимателей. Налоги должны давать возможность развиваться, а не просто
существовать. Периферийные слаборазвитые районы должны стать оффшорами с целью развития территорий. Налоги здесь должны быть символическими.
- Упрощение структуры налогообложения и простота администрирования налогов. Налог должен исчисляться простейшим способом и быть единым (дальнейшее расщепление должно производиться
государственными органами (из общей суммы налога могут выделяться в процентном соотношении, например, страховые взносы и любые другие налоги). Индивидуальные предприниматели, в частности, за себя
лично не должны платить страховые взносы в ПФР, но с любого налога в фонды должен перечисляться определенный процент (например, 20%). Предприниматель не собирается отказываться от пенсии (в
оплате больничного ему уже отказано), и государство обязано сделать ее достойной. Чиновник получает зарплату от государства, и в ПФР за него государство платит за то, что он выполняет необходимые
государственные функции. Малый бизнес тоже призван выполнять государственный заказ: кормить себя и предоставлять рабочие места. Государство его не содержит в период трудоспособности и за это пусть
обеспечит его полной мерой по старости. Почему предприниматель один-единственный субъект государства, который должен обеспечить себе пенсию из собственного кармана? Причем ИП должны платить взносы,
даже если не осуществляют деятельности, то есть не получая дохода. Это уже обложение данью.
- Предоставление права упрощенной регистрации самозанятых граждан для занятия деятельностью с целью извлечения дохода без использования труда наемных работников (без права открытия расчетного счета
и права регистрации работодателем). Какова же доходность бизнеса, если началось массовое закрытие из-за 19 тыс. рублей в год, что соответствует 1500 рублям в месяц? Это вообще нельзя называть
бизнесом, поэтому необходимо разделить самозанятых и предпринимателей, чтобы при регистрации не обманываться по поводу роста малого бизнеса.
- Общее снижение совокупной налоговой нагрузки. Снижение всех ставок существующих налогов (с учетом кривой Лафера). Обязательное снижение ставки страховых взносов с фонда заработной платы до 14% во
избежание поголовного сокрытия значительной части заработной платы.
- Добровольный выбор любого режима налогообложения.
- Зависимость формы налогообложения не от вида деятельности, а от размера бизнеса (исходя из определенных физических показателей: количества наемных работников, годовой суммы дохода, торговой
площади, транспортных единиц и т. д.).
- Запрет на изменение налогового законодательства и форм налоговой отчетности (в том числе кодов бюджетной классификации и счетов для перечисления денежных средств) чаще чем один раз в 10 лет (за
исключением случаев предпринимательской инициативы), так как бизнес нуждается в стабильных привычных правилах работы.
- Запрет на привлечение к ответственности субъектов предпринимательской деятельности за действия или бездействия третьих лиц — контрагентов (особенно в случаях оплаты товаров и услуг по
безналичному расчету).
Налоги и патенты
— В части специальных налоговых режимов наши предложения следующие.
1. Патент для самозанятых:
- без наемных работников;
- сумма годового дохода 1 млн. рублей;
- ставка 6% с суммы потенциально возможного годового дохода.
В данном случае годовая сумма стоимости патента может быть меньше суммы подоходного налога с аналогичной суммы заработной платы наемного работника. Так и должно быть, потому
что самостоятельная деятельность должна поощряться государством.
2. Патент для индивидуальных предпринимателей:
- с количеством наемных работников до 5 чел. (включая предпринимателя);
- с суммой годового дохода до 5 млн. (в зависимости от числа наемных работн6иков);
- ставка 4–6% с суммы потенциально возможного годового дохода (в зависимости от количества наемных работников и суммы годового дохода);
- как вариант: сумма потенциально возможного годового дохода может устанавливаться на каждый миллион рублей годового дохода;
- исключить из перечня видов деятельности, подпадающих под патентную систему, аренду нежилых помещений;
- определение суммы потенциально возможного дохода делегировать органам местного самоуправления.
3. Единый налог на вмененный доход — без изменений с предоставлением права муниципальным образованиям увеличения понижающих коэффициентов.
ЕНВД — налог простой и удобный, не требует ведения учета и содержания бухгалтера;
ЕНВД — налог прозрачный, регулируемый федеральным и местным законодательством;
ЕНВД идет в местные бюджеты (патентная система однозначно уменьшит сумму поступлений, так как суммы к уплате очень низкие, а виды деятельности ограничены).
4. Упрощенная система налогообложения:
- установление ставки налога, взимаемого по УСН, для категорий субъектов малого предпринимательства, выбирающих объектом налогообложения доходы, в размере 4%;
- упрощение учета и отчетности при уплате налогов "с доходов, уменьшенных на величину расходов": отмена минимальной ставки налога (1% с оборота), включение в расходы всех производственных
затрат, связанных с производством и реализацией продукции по мере их оплаты (кроме основных средств, которые включаются в расходы поэтапно);
- уменьшение налоговой ставки с 15% до 10% при объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Страховые взносы
С любой суммы налога (стоимости патента, суммы ЕНВД, суммы по УСН) страховые взносы составляют 20% и перечисляются в соответствующие фонды. ИП уплачивают страховые взносы
лишь за те периоды, в которые осуществляли предпринимательскую деятельность (по аналогии с наемными работниками). ИП, получающие пенсию, не уплачивают страховые взносы.
Страховые взносы с фонда заработной платы наемных работников: для всех категорий налогоплательщиков, соответствующих критериям, установленным ст. 4 ФЗ от 24 июля 2007 года
№ 209 для субъектов малого предпринимательства, — до 20% при условии отмены установленного предела налогооблагаемой базы. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих
специальные налоговые режимы в виде патента, ЕНВД, УСН, и единого сельскохозяйственного налога, — до 14%.
Как восполнить потери
Для возмещения сумм выпадающих доходов бюджета АСП предлагает следующие меры.
- Отменить установленный предел налогооблагаемой базы (с 1января 2013 года он составляет 568 тыс. рублей).
- Ввести прогрессивную ставку подоходного налога.
- Направить усилия фискальных органов на легализацию теневого бизнеса (налоги должны платить все).
- Значительно сократить расходы бюджетов всех уровней на поддержку предпринимательства, считая их низкоэффективными.
- Произвести сокращение издержек государственных ведомств и количества чиновников.
- Увеличить акцизные сборы с табачных и спиртосодержащих изделий до европейского уровня.
- Обложить налогом на имущество объекты незавершенного строительства.
- Рассмотреть возможность создания целевого фонда для пенсионной системы за счет доходов от приватизации федеральной собственности.
- Повысить контроль за полнотой уплаты страховых взносов и расходованием средств Пенсионного фонда.
- Направить усилия на реальную борьбу со всеобъемлющей коррупцией и обеспечить прозрачность и эффективность использования государственных средств.