январь 29, 2013
Депутаты Каменской гордумы Василий Железовский и Владимир Селютин 22 января приехали в Барнаул за консультацией "Геблеровского экологического общества". И дали спонтанную эмоциональную пресс-конференцию, где подвергли критике деятельность "Каменского лесодеревоперерабатывающего комбината", который входит в "Лесную холдинговую компанию "Алтайлес" и считается одним из крупнейших профильных инвестпроектов за Уралом.
Лес.
Михаил Хаустов, fotki.yandex.ru/users/khaum-john.
"Каменский ЛДК" был запущен два года назад. По данным "ЛХК "Алтайлес", объем инвестиций составил 1 млрд. рублей (собственные средства и кредитная линия Сбербанка). Правительство включило ЛДК в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Лесные угодья в Каменской зоне края "ЛКХ "Алтайлес" получила на льготных условиях. Комбинат уже вышел на проектную мощность переработки 220–240 тыс. кубометров круглого леса в год.
Ко мне обратились жители села Корнилова и Камня-на-Оби с просьбой разобраться в ситуации. В заказниках, где категорически запрещена вырубка деревьев, появились целые просеки. Уничтожаются токовища глухарей, места концентрации молодняка копытных животных.
По сведениям г-на Селютина, лес на "Каменский ЛДК" везут из Баевского, Тюменцевского, Панкрушихинского, Крутихинского районов. "Отовсюду везут! Грузовики, как караваны, идут по пустыне, груженные отборным лесом, — заявил депутат. — К санитарной рубке это никакого отношения не имеет". Депутат выразил готовность обратиться в правоохранительные органы. "Должна быть дана юридическая оценка действиям должностных лиц, которые все это прикрывают, находясь в администрации края. Если этот лес уничтожат, будущее поколение нас проклянет", — считает Селютин.
Василий Железовский заявил, что с запуском "Каменского ЛДК" закрылись многие малые предприятия. "Вместо того чтобы развивать мелкий и средний бизнес, который дает рабочие места, мы в крае окончательно монополизируем эту сферу, — сказал он. — Мои знакомые, которые занимались мелкой переработкой леса, потеряли работу. Я знаю людей, на которых целые деревни работали, перерабатывали по 900 кубов. Сейчас им вообще запретили заходить в лес. Таких предпринимателей десятки!"
Каменские депутаты не смогли назвать точные объемы вырубки леса. Но поставили под сомнение степень глубины переработки сырья: по их наблюдениям, комбинат отгружает брус и плаху, "а раньше вообще вывозили кругляк".
Объемы вырубки леса не сможет назвать никто, кроме самих выгодоприобретателей. Когда мне впервые показали фотографии комбината, то я увидел цеха, а на заднем плане — огромные горы опилок. ЛДК позиционировался как производство по глубокой переработке древесины. И эти горы говорят, во-первых, об объемах, во-вторых, о степени глубины этой переработки.
Алексей Грибков утверждает, что позднее лично видел, как "из ворот ЛДК выходила колонна КамАЗов с круглым лесом. Номера на грузовиках казахстанские".
Комментируя заявления Селютина и Железовского, г-н Грибков сказал, что "это боль не двух депутатов, это мнение общественности". "За последнее время ко мне обратились депутаты из Мамонтовского, Завьяловского, Егорьевского районов, — сообщил Алексей Грибков, — И эта волна будет нарастать. Я лично говорил Дмитрию Медведеву, что население в Алтайском крае близко к точке кипения".
Алексей Грибков предложил каменским депутатам такой план действий: "Уже есть "дело Ключникова", есть несколько судебных прецедентов по Залесовскому заказнику, которые важны в масштабах страны. Поэтому надо обращаться в прокуратуру, управление лесами, в суд, к президенту. Есть надежда, что остановятся и не будут рубить сук, на котором сидят".
По просьбе газеты "Ваше дело" заявления каменских депутатов прокомментировал Дмитрий Логинов, и. о. гендиректора "ЛХК "Алтайлес".
"Каменский ЛДК" — это объект, который является одним из лучших в мире по деревопереработке. Введение в эксплуатацию завода позволило не только предложить людям лучшие условия труда и высокую заработную плату, но и осуществлять более глубокую переработку древесины, в том числе и низкосортной.
В крае никогда не было бесконтрольной рубки, а за несколько десятков лет объем проводимых рубок (в том числе на предприятиях, поставляющих древесину на "Каменский ЛДК") не изменялся, и предпосылок к этому нет. Лесные предприятия ведут непрерывное, неистощительное пользование лесными угодьями в соответствии с лесохозяйственным регламентом и лесохозяйственными проектами.
Теперь что касается глубины переработки и вывоза продукции. Запуск распиловочного цеха — это только первый этап в соответствии с концепцией развития лесной отрасли, утвержденной губернатором. Ведется строительство завода ДСП, что даст возможность более полно использовать лесные ресурсы. Круглым лесом ЛДК не торгует. Продукция отгружается в свободном режиме, и купить ее может любой желающий.