январь 30, 2013
– Мы привыкли считать АлтГТУ одним из лучших вузов. Поводы внушительные: все-таки наши студенты – чемпионы мира по программированию, а это дорогого стоит... Но когда видишь иные возможности технического образования, такие как в китайском Neusoft, признаешь: наш политех, мягко говоря, далеко не лидер. Конечно, мы не сможем обучить в Даляне всех своих студентов, но хотя бы лучшие получат такой ценный опыт, – говорит Яков Овчинников, проректор по учебной работе АлтГТУ. Недавно из Даляньского университета информатики прилетели на каникулы "первые ласточки" российско-китайской программы подготовки специалистов. Впереди у них еще два года обучения за границей, а пока они единодушны во мнении: России есть чему поучиться у Китая.
Первый договор о создании совместной российско-китайской подготовки учащихся двух вузов – Алтайского технического университета и Даляньского университета информатики Neusoft – был подписан в 2009 году. Через год стороны разработали учебный план, учитывающий государственные стандарты образования обеих стран, и набрали студентов на направление "Прикладная информатика".
Обучение по новой программе делится на два этапа: два года студенты в АлтГТУ изучают предметы гуманитарного и естественно-математического цикла, затем на два с половиной года уезжают в Китай, где первый год углубленно занимаются китайским и английским, а после – профильными дисциплинами. Последние полгода они доучиваются в Барнауле: готовятся к государственной аттестации и пишут свои выпускные работы на двух языках. Итогом пятилетнего обучения становятся два диплома: со стороны политеха – бакалавриат по прикладной информатике, со стороны Neusoft – по электронной коммерции.
– В Барнауле уже сейчас работает множество фирм, вплотную сотрудничающих с Китаем, – рассказывает Яков Овчинников. – К нам постоянно обращаются предприниматели, которым нужны специалисты со знанием китайского. Поэтому в современной экономической ситуации иностранный диплом открывает перед студентом очень хорошие перспективы. Причем мы не намерены останавливаться на достигнутом. В прошлом году набрали студентов на направление "Бизнес и информатика", которое также прекрасно ложится на китайскую программу электронной коммерции.
Кстати, поучить язык в течение первого года в Даляне могут абсолютно все студенты политеха: партнерские отношения с Neusoft дают такую возможность каждому, кто посещает курсы китайского. Естественно, на оставшиеся полтора года профильного обучения это правило не распространяется.
В Китае нет бесплатного образования: в пересчете на рубли год обучения стоит от 80 до 90 тысяч. Нет там и стипендий, однако университет и предприятия-партнеры предлагают студентам гранты до 25 тысяч юаней – достаточная мотивация для достижений в учебе. Те же правила распространяются и на иностранных студентов. Русские учатся за свой счет – платят от 15 до 20 тысяч юаней в год, но за отличную учебу могут получить грант, способный покрыть эти расходы.
Основная доля стажировок в Китае проходит на ведущих предприятиях. Это бесценно для производственника, убежден Яков Овчинников.
– В Китае прекрасно налажена связь университетов с бизнесом и предприятиями. У нас раньше еще хоть что-то было, а сейчас большинство связей утеряно, и мы вынуждены каждый раз искать партнеров, чтобы устроить двух-трех наших студентов на практику. Причем взять возьмут, а к работе не допускают. Не всегда так происходит, конечно, но весьма часто, – говорит проректор. – Там практика организована иначе: студентов направляют стажироваться только на лучшие предприятия, где к ним присматриваются, с тем чтобы по окончании обучения отобрать на работу самых "золотых".
Первопроходцами программы в этом учебном году стали 11 человек, теперь считающих себя счастливцами. В Даляне они учились отдельно от китайцев, вместе с другими иностранными студентами. Пары продолжались с 8.00 до 15.00, после – дополнительные курсы и время на самостоятельную работу. Причем, несмотря на плотность расписания, ребята привезли домой только положительные оценки и рекомендации.
– Один мальчик, вернувшись, сказал мне: "Вы знаете, только там я понял свои возможности. Понял, что я действительно могу и хочу учиться", – комментирует Наталья Гарколь, руководитель российско-китайского центра АлтГТУ. – В свое время я тоже, глядя на них, поняла, что нам есть чему поучиться, причем не столько преподаванию языка, сколько самой методике преподавания. Вроде бы и читают то же самое, но по-другому. Я стала учить своих студентов по китайской методике, и в этом году обнаружила, что у меня почти нет троечников. И не потому, что я завышаю оценки. Просто могу увлечь. Это настолько приятно и удивительно! Так что лично я делю свою жизнь на "до поездки в Китай" и "после".
По рассказам китайских партнеров, студенты во время практики не получают зарплату – вместо этого работодатель платит вузу деньгами либо оборудованием. Нет и системы повышения квалификации сотрудников в том виде, в каком она представлена в России. В Китае преподаватели осваивают технические новинки на предприятиях, а не наоборот.
– Поскольку в стране очень высокая производственная конкуренция, фирмы не экономят на технике и качестве. Они знают: если где-то дадут слабину – проиграют.
Вообще, на рынке производства в Китае очень высокая конкуренция, поэтому они шагнули далеко вперед, – говорит Яков Овчинников.
Они думают, что все русские пьют водку. А еще считают, что все наши девушки курят. В этом я убедился, когда проводил опрос для проектной работы. Поскольку я очень интересуюсь спортом, в числе вопросов звучала тема вредных привычек. Когда я спрашивал: "Курите ли вы? Употребляете ли алкогольные напитки?" – звучал встречный вопрос: "А ты?" Они слышали отрицательный ответ и искренне удивлялись. "А мы думали, все русские люди пьют", – говорили.
В России китайцы ведут себя как гости, настолько скромно, что может показаться, будто они совсем необщительные. На самом деле это не так. Они очень приветливы, открыты, задают много вопросов. Молодые люди имеют свой взгляд на политическую ситуацию, причем не только внутреннюю, но и внешнюю. Особо остро, например, звучит тема взаимоотношений с Японией. Если вы случайно заведете разговор о японцах, то мало не покажется...
Что бы там ни говорили о глобализации, китайцы очень берегут свою культуру и традиции. Особенно язык. Стараются избегать заимствований. Например, говорят не "компьютер", а "электронный мозг".
Китайцы очень дружелюбно настроены к России. Дружественно, с одобрением говорят о курсе Путина. Говорят примерно так, я попробую перевести дословно: "Россия – это медведь, у которого есть большая сила, а Путин управляет лапами этого медведя".
Меня поразили огромные аудитории университета, большое количество корпусов, общежития, большой стадион... Всюду современное оборудование. У студентов просто куча возможностей, которые они стараются использовать на максимуме. Они встают очень рано, в пять часов утра, и, прежде чем начнутся пары, приходят в университет, где сразу начинают заниматься самостоятельно. С восьми часов и до обеда идут занятия, потом после большого перерыва они продолжаются. После основных пар одни идут на дополнительные курсы, другие в библиотеку. У кого-то есть и вечерние занятия. В общем, весь день проходит в университете.
Собираться ребята любят большими компаниями в караоке, парках, общежитии или кафе.
В 23.00 в китайском общежитии отключают электричество, Интернет и Wi-Fi. В общежитии для иностранцев коммуникация круглосуточная. У нас различаются и условия содержания: мы жили по двое, в каждой комнате были душ и санузел. А в общежитии для китайцев – от четырех до шести человек в одной комнате и один душ на этаж.
Выпускники курса смогут работать на следующих должностях: системный аналитик; инженер-проектировщик; IT-специалист; программист; программист 1С; WEB-программист; программист JAVA; системный администратор; консультант 1С; начальник IT-отдела; бухгалтер-экономист, финансовый аналитик, менеджер; преподаватель в области IT-технологий и др.
Район программного обеспечения Даляня охватывает 326 предприятий компьютерных технологий, их которых 40% – зарубежные. На территории района находятся 32 предприятия, входящих в число 500 ведущих компаний мира, в том числе IBM, Genpect, HIP, SAP, Panasonic, Nokia, Sony и другие крупные транснациональные предприятия. Здесь будут проходить стажировки студентов.
Даляньский университет информатики основан в 2000 году, является независимым, имеет лицензию Министерства образования Китая. Снискал славу "университета-ноутбука": расположен в специализированной зоне компьютерных технологий.
Владислава Николаева студентка 3-го курса политеха, в этом году участвовала в конкурсе публичной речи для иностранных студентов в Neusoft. За отличную учебу девушка получила грант – 15 тыс. юаней от университета Neusoft.