Не птица

январь 31, 2013

Лариса Хомайко, обозреватель.
Анна Зайкова

В "Свободном курсе" и на altapress.ru в Западной Сибири, в том числе – в Алтайском крае. Галина приводит статистику, в которую мне страшно верить, и рассказывает истории, которые мне хочется забыть. Например, историю про женщину, которая была рабыней своего мужа, безропотно выполняла все его приказы и только после почти 30 лет такой жизни взбунтовалась и плеснула ему кипятком в лицо. Возможно, я ее знаю: однажды я пришла на интервью домой к одному довольно известному ну, скажем, педагогу, и мне под ноги с тапочками в руках метнулась безмолвная женщина. Она проводила меня в гостиную к идеально сервированному для чая столу и с легким поклоном удалилась – так и хочется сказать, на женскую половину. Потом наши пути пересекались еще несколько раз: эта женщина всегда держалась в стороне, старалась ни с кем не разговаривать, а ее коллеги рассказывали, что иногда она по нескольку дней носит не снимая темные очки.

У нас не принято вмешиваться в такие ситуации. "Мой дом – моя крепость", но что, если в этой крепости годами издеваются над беззащитным человеком?

Вот мы сидим на кухне, фингал под глазом моей юной приятельницы цветет всеми цветами спектра. Она прикладывает к нему полотенце со льдом и умоляет "не думать о Леше плохо".

– Я сама его довела! Платье правда коротковатое! А у нас дочка растет, какой я ей пример подаю! А так бы он никогда на меня руку не поднял, вы не думайте!

И что тут скажешь? Что скажешь девочке, которая выросла в стране, где уважение к себе если и значится в списке женских добродетелей, то далеко после умения вышивать, готовить и "не лезть, пока не протрезвеет"? Где "сор в избе", "курица не птица" и "бьет – значит любит" много веков подряд. Мы ведь даже не знаем, где жена нашего президента, – в сущности, вместо первой леди у нас женщина, которая твердо знает свое место.

И я говорю соседке:

– Как ты думаешь, ударил бы тебя твой муж, если бы ты умела драться? Если бы у тебя был разряд, скажем, по рукопашному бою?

Иногда мне пеняют, что я живу в мире Добрых Фей и Пушистых Радуг. И что вещи, которые повергают меня в ужас и тоску, на самом деле распространены и где-то даже нормальны. Но я рада вам сообщить, что мир Пушистых Радуг открыт не только для меня, в нем живут все феминистки мира. Потому что, вообще-то, у женщины только один выбор: феминизм или мазохизм.

Удачи нам.