Начальник краевого "тарифного" управления Сергей Родт объяснил, что такое ОДН, почему за это надо платить и как рассчитать площадь мест общего пользования

февраль 4, 2013

С 1 января 2013 года в Алтайском крае начали действовать новые нормативы потребления коммунальных услуг. Все потребители, проживающие в домах, не оборудованных приборами учета, получив квитанции за январь, уже увидели изменения. У кого-то они уменьшились, у кого-то, напротив, увеличились.

Как пояснил Сергей Родт, начальник управления края по госрегулированию цен и тарифов, эти колебания связаны с тем, что действовавшие ранее нормативы потребления утверждались в каждом муниципальном образовании самостоятельно органами местного самоуправления. Норматив на одну и ту же услугу при одинаковой степени благоустройства дома мог отличаться по районам края в разы. Теперь же нормативы утверждены для всего края.

Мы знакомим читателей altapress.ru с ответами г-на Родта на актуальные вопросы, .


- Тарифы на коммунальные услуги до 1 июля 2013 года не изменяются. Вместе с тем, коммунальный платеж у многих потребителей края в январе значительно изменился. С чем это связано?

- Новые нормативы потребления стали основной причиной изменений в платежных документах. Потребители коммунальных услуг, проживающие в домах, не оборудованных коллективными и индивидуальными приборами учета, с 1 января 2013 года начали оплачивать электроэнергию, тепло, водоснабжение, канализацию и газ по новым нормативам. Кроме того, начали действовать и новые Правила предоставления коммунальных услуг, которые также повлияли на суммы платежей.


- Вы имеете в виду правила, утвержденные 354-м постановлением правительства РФ? Какие новшества ожидают потребителей?


- Новые правила выводят отношения потребителя и исполнителя коммунальных услуг на новый уровень взаимодействия. Разработаны новые разделы про договоры, по которым могут предоставляться коммунальные услуги; появились штрафные санкции за неправильное начисление платы; отменена 13-я платежка.

Важнейшим изменением стало введение обязательной оплаты всеми потребителями в многоквартирном доме ресурсов на общедомовые нужды.

Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета, то объем общедомовых нужд распределяется между жильцами пропорционально занимаемой ими площади жилого помещения.

Если коллективного прибора учета нет, то плата за общедомовые нужды начисляется по нормативам потребления на общедомовые нужды. Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды входит в состав платы за коммунальные услуги и должна выделяться в платежке отдельной строкой.

- Оплата общедомовых нужд (ОДН) – это что-то новое. Раньше потребители не оплачивали услуги, потребляемые в местах общего пользования?

- Общедомовые нужды – это разница между общим количеством коммунального ресурса, вошедшего в многоквартирный дом, и объемом этого коммунального ресурса, потребленного непосредственно в жилых и нежилых помещениях дома.

К общедомовым нуждам относятся: освещение лестничных площадок, обеспечение работы лифта, антенных усилителей, домофонов и прочего оборудования, а также отопление подъездов. По водоснабжению и водоотведению общедомовые нужды включают уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества.

Кроме того, это технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома. В них входит гидравлическое испытание системы водоснабжения, промывка канализации, заполнение внутридомовой системы водоснабжения после ремонтов, потери при аварийных ситуациях и другое.

До вступления в силу новых правил предоставления коммунальных услуг начисления за "общедомовые нужды" потребленного количества воды или электроэнергии проводились пропорционально индивидуальному потреблению (по показаниям индивидуальных приборов учета или в соответствии с нормативами).

В квитанциях на оплату услуг начисления производились одной строкой.

С изменениями в правилах объемы потребления энергоресурсов "на общедомовые нужды" начисляются пропорционально общей площади жилого (квартиры) или нежилого помещения. В квитанциях оплата коммунальных услуг, потребленных в жилом помещении и на общедомовые нужды, выделена разными строками. Таким образом, потребители и раньше оплачивали общедомовые нужды, только теперь они выделены в квитанции из оплаты жилого помещения в отдельную строку.

- Нужно ли оплачивать ОДН, если услуга не оказывается (канализация, отопление, горячее водоснабжение в местах общего пользования)?

- Согласно действующему законодательству оплата ОДН осуществляется по всем видам коммунальных услуг. При определении размера платы должны учитываться требования к качеству предоставления услуги, предусмотренные Приложением 1 постановления правительства РФ от 06.05.2011 № 354 " О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов".

- Начисление платы за общедомовые нужды (ОДН) при отсутствии коллективных приборов учета напрямую зависит от суммы площадей общего пользования в конкретном многоквартирном доме. Чем больше площади лестничных клеток, чердаков, подвалов и т.д., тем больше итоговое начисление платы за ОДН. Кем и как должны рассчитываться площади мест общего пользования (МОП) и кто это контролирует?

- Расчет и начисление платы за коммунальные услуги производится управляющими организациями самостоятельно либо посредством рассчетно-кассовых центров.  Управляющая организация при определении площади МОП должна руководствоваться ст.36 Жилищного Кодекса РФ и технической документацией конкретного многоквартирного жилого дома.

Жители многоквартирных домов имеют право участвовать в определении площадей МОП и контролировать действия управляющих организаций. Государственным органом, контролирующим работу управляющих организаций, в части правильности начислений, является Государственная инспекция Алтайского края.

- С 1 января 2013 года основные изменения в оплате коммунальных услуг произойдут у тех потребителей, которые до сих пор не установили приборы  учета. На ком лежит ответственность за установку приборов учета?

- Согласно требованиям Федерального закона от 23.11.2009 № 261 "Об энергосбережении…" ответственность за установку индивидуальных приборов учета возложена на собственников.

Собственники жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах до 1 июля 2012 года были обязаны оснастить свои дома как индивидуальными, так и коллективными приборами учета. С 1 июля 2012 года ответственность за установку коллективных приборов учета возложена законодательством на ресурсоснабжающие организации. Собственники помещений должны обеспечить допуск организаций, осуществляющих снабжение и передачу энергетических ресурсов, к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Законодательно предусмотрена рассрочка оплаты затрат на установление приборов учета: равными долями в течение пяти лет, при условии, что собственниками не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно, или с меньшим периодом рассрочки.

Как показывает практика, устанавливать приборы учета по своей инициативе через управляющие организации финансово выгоднее. Ресурсники берут за установку дополнительные проценты.

- Как будет начисляться плата за отопление в 2013 году при отсутствии в доме общедомового прибора учета (ОПУ)?

- Плата  за отопление должна начисляться, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и отдельно по нормативам на общедомовые нужды (Решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.07.2012 № 94). При расчете размера платы за отопление будут применяться Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 №857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Правила позволили органам власти субъектов РФ при переходе на новые нормативы потребления коммунальных услуг (рассчитанные на 7 месяцев года) применять коэффициент пересчета и тем самым сохранить до конца 2014 года равномерную оплату отопления за все расчетные месяцы календарного года.

Иными словами, общая сумма финансовых затрат на подачу тепла в многоквартирные дома до 31 декабря 2014 года будет делиться не на 7, а на 12 месяцев. Это, по мнению специалистов, позволит гражданам легче перестроиться на новые нормативы.

- Как зависит начисление платы за отопление от того, на каком этаже  проживает собственник или пользователь жилого помещения, а также от года постройки?

- Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению дифференцируются в зависимости от природно-климатической зоны расположения дома и этажности. При этом начисление платы за отопление по нормативам конкретного многоэтажного дома будет одинаковым для всех жилых или нежилых помещений независимо от того, на каком этаже проживает собственник или пользователь жилого или нежилого помещения.

- Почему норматив потребления на отопление в малоэтажных жилых домах выше, чем в многоэтажных?

- Различие в значении нормативов объясняется физико-техническими параметрами. Величина удельных тепловых потерь зданий различной этажности и формы зависит от соотношения площадей наружных охлаждающих поверхностей к их объему. В малоэтажных жилых домах это соотношение  больше, чем в многоэтажных. Соответственно, и удельные тепловые потери больше.

- Если у жителей края возникают вопросы по начислению платы за коммунальные услуги и по новым нормативам, куда им можно обращаться за консультацией?

- Несомненно, правила предоставления коммунальных услуг и нормативы у многих потребителей вызовут недоумение и недопонимание. Как все новое. Пока изменившаяся система начислений заработает корректно, может пройти время. Если у граждан появляются сомнения в правильности начислений, прежде всего, необходимо обратиться с квитанцией в свою управляющую организацию. Если ответ не удовлетворит, – обращайтесь  в органы власти.

По вопросам правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги – в Государственную инспекцию Алтайского края.

По вопросам правильности применения тарифов на коммунальные услуги – в управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.

- Имеют ли право органы местного самоуправления оставить в действии с 1 января 2013 года утвержденные ими нормативы потребления коммунальных услуг?

- В 2010 году полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг переданы управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов - то есть на уровень субъекта РФ. Муниципальные органы власти больше не имеют прав на утверждение нормативов.

В 2011-2012 годах произошли существенные изменения в законодательстве, определяющем порядок расчета нормативов потребления.

Управлением в 2012 году определены и с 1 января 2013 года введены в действие новые единые для всего края нормативы потребления коммунальных услуг, рассчитанные в соответствии с требованиями изменившегося  законодательства.

Нормативные акты органов местного самоуправления, которыми ранее были определены нормативы потребления в городах и районах края, с 1 января 2013 года должны быть отменены.