Как влюбить ребенка в спорт и можно ли воспитать чемпиона в провинции?

февраль 6, 2013

В январе в Алтайском крае традиционно назвали лучших детских тренеров. В этом году награды получили 40 педагогов, пестующих юных алтайских спортсменов. "Свободный курс" пообщался с некоторыми из них и расспросил о профессиональных секретах и достижениях.

Важно привить любовь к спорту.
Михаил Хаустов

Лыжные гонки

Дмитрий Воробьев,
ДЮСШ № 1, г. Бийск:

Я еще в шестом классе для себя решил, что стану тренером, и моя мечта сбылась. Работаем вместе с женой. Ребятишек очень много – 86 человек. Появились хорошие лыжи (в магазинах, конечно, – в школах в должном количестве их нет), детишек это привлекает. Когда заканчивается лыжный сезон, на месяц переходим в бассейн, учим ребят плавать. Потом идем в поход с палатками в горы, со старшими – на сплавы. В общем, детям у нас интересно.

Легкая атлетика

Евгений Диннер,
ДЮСШ Усть-Пристанского района:

Наша школа в прошлом году заработала около 150 медалей – это только по одной легкой атлетике! Талантов у нас нет, просто работаем с детьми по полной программе. В Усть-Пристани нас всего три тренера, я после университета в родное село вернулся, устроился сюда, вроде получаться стало. Ребятишек в секцию, конечно, приходится заманивать – детей-то мало, 540 человек на все село. Вот мы их с маленького возраста берем и поднимаем: трое наших ребят в феврале поедут на чемпионат России.

Волейбол

Елена Шелухина,
школа олимпийского резерва "Заря Алтая", Калманский район:

Тренером я работаю 16 лет, до этого была учителем физкультуры в калманской школе. Тренирую в основном деревенских мальчишек – они сильнее, выносливее городских, однозначно. Почти каждый месяц выезжаем на краевые, всероссийские соревнования – на месте не получается сидеть. Мы и сейчас в Зеленогорске на этапе первенства Сибири. Если бы не "Заря Алтая", ничего этого бы не было. Сейчас куда ни приезжаем, везде говорят: у вас хорошая школа.

Самбо

Николай Дурыманов,
школа олимпийского резерва № 3, г. Бийск:

В декабре моя воспитанница Айнура Асадова выиграла "золото" на чемпионате и первенстве Сибири в Красноярске. Чемпиона можно вырастить и в провинции: 15 лет назад мой воспитанник Денис Архипов дважды побеждал на чемпионате России среди молодежи. Но все же, работая с 1989 года, делаю вывод, что тренерам из провинции лучше передавать одаренных спортсменов в крупные города – туда, где больше возможностей.

Конный спорт

Руслан Копербаев,
краевая ДЮМШ, Барнаул:

Самое важное в нашем спорте – найти общий язык с лошадью, стать партнерами. Животные очень умны: если собираемся на соревнования, снаряжаем одну лошадку в дорогу, другие места себе не находят, суетятся – понимают, что скоро в путь. Выступать они любят. Детский конный спорт в крае, к сожалению, развит меньше, чем в других регионах. Но по спортивным качествам мы находимся в лидерах по стране – в состязаниях по конкуру и троеборье нас побаиваются.

Греко-римская борьба

Евгений Вольных,
краевая ДЮСШ, Барнаул:

Когда приходим в школы набирать ребятишек, больше всего рук тянут девочки. Но их мы не принимаем, берем только мальчишек – женской греко-римской борьбы в крае пока нет. У нас очень тяжелый вид спорта – побороть противника можно только при помощи рук. И падения очень болезненные, тело должно привыкнуть. Поэтому работа с новичками начинается с общей физической подготовки, все падения отрабатываем на дополнительных матах.

Спортивная аэробика

Наталья Игнатова,
школа "Жемчужина Алтая", Барнаул:

В спортивной аэробике очень высокая конкуренция – до 600 участников приезжают на всероссийские соревнования. Командировок у нас много, но мы им рады – в прошлом году в Болгарии на первенстве мира мой воспитанник Глеб Кухарчук взял "серебро"; другой мой ученик Дмитрий Щербак стал первым на этапе Кубка мира в Португалии.

Спортивное ориентирование

Иван Лыжин,
ДЮСШ № 9, Барнаул:

Ориентирование – великолепный вид спорта для людей любого возраста. Для детей это как игра в кладоискателей, ну, а став взрослыми, они уже просто не могут оторваться. Здесь развиваются мышление, память, чувство сплоченности, уверенности в себе. Ориентировщики и после завершения спортивной карьеры не теряются в жизни – многие занимают хорошие должности, высокие посты.

Футбол

Владимир Евглевский,
школа олимпийского резерва А. Смертина:

Семь лет я тренирую мальчишек 2000 года рождения. В Сибири мы с ребятами выигрываем все турниры, в октябре впервые побывали на международном фестивале "Жемчужина Востока" в Турции. Такая система подготовки, когда один тренер ведет команду от поступления до выпуска, есть не везде – в московском "Локомотиве", например, где я сейчас стажируюсь, тренеры в команде меняются каждые два-три года. Детям при этом бывает психологически сложно перестроиться на нового наставника. Наших лучших ребят тоже забирают тренироваться в "ЦСК", "Локомотив", "Чертаново". Конечно, расставаться всегда жаль, но все же это более высокий уровень: оттуда мальчишки выезжают на соревнования в Германию, Францию – по всему миру.

Бокс

Вячеслав Малетин,
краевая ДЮСШ, Барнаул:

Многие сегодня из восточных единоборств приходят в бокс, это уже тенденция. Приходится переучивать. Девчонок тоже берем, в прошлом году заниматься к нам пришли даже две глухонемые – работают, стараются. Главное в работе тренера – воспитать сначала достойного человека, раскрыть его, а затем уже сделать из него спортсмена.

Фехтование

Валериан Феоктистов,
краевая ДЮСШ, Барнаул:

Я сам с детских лет занимаюсь фехтованием, и тренерская работа у нас – семейное. Каждого ученика на победу настраиваешь по-разному: кого-то по голове погладить нужно, кого-то, наоборот, встряхнуть, взбодрить. Каждый тренер – психолог. Сейчас мы на соревнованиях в Арзамасе, конкуренция огромная – 800 человек приехали состязаться.

Хоккей на траве

Евгения Кошкарова,
школа "Юность Алтая", Барнаул:

Евгения Кошкарова, школа "Юность Алтая", Барнаул.
Анна Зайкова
Я учу детей любить играть, учу не только выигрывать, но и достойно переживать проигрыши, воспринимать их как ступень к развитию. У нас учатся галантности – соперника нельзя толкнуть, ударить. Со временем хоккей становится любимым увлечением, и родители иногда идут на шантаж: "Будешь плохо учиться, не пойдешь на хоккей!" У меня самой двойняшки 11 лет – дочка уже занимается хоккеем, а сына в этом году планирую отдать.

Бадминтон

Николай Зайцев,
центр спортивной подготовки "Юбилейный", Рубцовск:

Наша школа – единственная в крае, где учат профессионально играть в бадминтон. Противопоказаний у этого вида спорта практически нет: бадминтон развивает быстроту, гибкость, гармоничное строение организма. Те ребята, кто выезжает на всероссийские соревнования, тренируются шесть раз в неделю. Кто-то берет способностями, кто-то – трудолюбием. Сейчас мы с тремя моими учениками как раз находимся на Всероссийском турнире в Екатеринбурге.

Баскетбол

Петр Соловей,
центр спортивной подготовки "Юбилейный", Рубцовск:

Тренером я работаю почти сорок лет. Дети, конечно, в последнее время стали более инертными. Берем и высоких, и маленьких – не виноваты же они, что природа их не наградила ростом. Пальцы ломают редко, единицы – больше всего об этом переживают родители и преподаватели музыкальных школ. На соревнования выезжаем сейчас гораздо реже, чем в советское время. Есть деньги у родителей, мы едем, денег нет – сидим дома. А вот с инвентарем проблем нет.

Хоккей

Константин Антропов,
школа олимпийского резерва "Алтай", Белокуриха:

Тренером я работаю 26 лет. Каток у нас открытый, так что тренировки начинаются с чистки снега. Крышу поставить обещали в 2000 году, потом в 2006-м, 2010-м, но пока без изменений. Про искусственный лед, конечно, речи вообще нет. В сильные морозы тренируемся так: катаемся с ребятами пять минут, потом минут десять чай с вареньем пьем.

Плавание

Ирина Кобзаренко,
центр спортивной подготовки "Юбилейный", Рубцовск:

Наш бассейн открыли пять лет назад, в городе он единственный. Поэтому секция плавания пользуется большой популярностью. Ребятишек приводят с шести лет – маленькие любят воду, их вовлекать не нужно, только учить, контролировать. А вот старшие хотя и плавают хорошо, но настроить на работу их сложнее. Чтобы вырастить чемпиона в глубинке, тренеру нужно приложить все свои усилия. Хоть это один шанс на миллион, но он есть.

Тхэквондо

Петр Маркин,
краевая ДЮСШ, Барнаул:

В 1995 году, когда я стал работать тренером, в одной моей группе занимались 120 человек, в другой – 48. Сейчас, конечно, таких потоков нет – специалистов больше стало, разнообразие спортивных направлений. Поэтому боремся за качество. Самой первой и значимой в тренерской карьере для меня стала серебряная медаль моего воспитанника Альберта Гауна на первенстве Европы в Швеции в 2009 году. А дальше победы пошли одна за другой.

Дзюдо

Игорь Вотяков,
краевая ДЮСШ, Барнаул:

Чтобы воспитать звездного спортсмена, тренеру не нужно ставить перед собой такой задачи. Нужно просто работать, вкладывать душу. Родители любят спрашивать: "Ну как там мой, способный?" Я к этим вопросам привык и честно отвечаю, что увидеть результаты можно не раньше чем через пять-шесть лет. Здесь мало физический силы, нужны талант, трудолюбие и удача. Как в случае с Ваней Нифонтовым.

Горнолыжный спорт

Константин Петякшин,
школа олимпийского резерва "Горные лыжи", Барнаул:

В Барнауле нет профессиональных горнолыжных трасс – в этом основная сложность подготовки спортсменов. Поэтому стараемся успеть тренироваться на выездах. Хотя горнолыжный спорт у нас становится очень популярным, детей в школу мы принимаем с четырех-пяти лет.

Биатлон

Геннадий Жамин,
Алтайское училище олимпийского резерва, Барнаул:

В прошлом сезоне мой воспитанник Иван Томилов вошел в состав юниорской сборной России, Сергей Неверов стал победителем всероссийских соревнований. Сейчас я с двумя ребятами в Саранске на отборочном первенстве Европы. Отсюда лечу в Красноярск, потом на два дня в Барнаул, потом в Ижевск – дома почти не бываем.

Справка

Конкурс "Лучший детский тренер" проходит в крае третий год подряд. Каждый победитель получает денежный сертификат на 50 000 рублей. По словам начальника крайспортуправления Владимира Альта, победителей оценивают не только по достижениям воспитанников, но и по наличию у тренера разработанных и внедренных авторских программ.