Краевое управление образования: "Неэффективность школы еще нужно доказать"

февраль 12, 2013

В редакцию altapress.ru жалуются жители районов края. Как нам сообщают, в некоторых муниципалитетах планируются преобразования образовательных учреждений, отчего местные учителя и родители начали волноваться, не закроют ли школу в их селе. Нам пишут и звонят, что жизнь в небольших поселениях зачастую и держится за счет школы. Образовательное учреждение в таких случаях – не просто "место знаний" и рабочие места. А закрой школу – поставь крест на существовании села или деревни.

На волнующие наших читателей вопросы ответила Ирина Калашникова, главный специалист сектора общего образования отдела дошкольного и общего образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.


Олег Богданов

- Ирина Анатольевна, сейчас идет реструктуризация системы образования на местах? Что представляет из себя процесс реструктуризации школы? Из каких этапов он состоит?

- Проходящая в Алтайском крае, да и во всей стране реструктуризация сети образовательных учреждений, все еще вызывает всплески споров. В нашем регионе образовательная сеть требует особого регулирования. Сельские малокомплектные школы составляют 65% от общего числа общеобразовательных учреждений, при этом в них обучаются 20% учащихся. В 224 общеобразовательных учреждениях с численностью до 40 учащихся, а это 20% от общего числа учреждений, учатся только 2% школьников. Реструктуризация – это процесс изменения и развития образовательной сети в целях обеспечения доступности и качества образования каждому ребенку, независимо от места проживания.

В соответствии с законодательством решение об изменении муниципальной образовательной сети (ликвидации, реорганизации, изменении статуса школы) принимают органы местного самоуправления, т.е. администрации муниципальных районов и городских округов, которые являются учредителями муниципальных образовательных учреждений.

Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края обеспечивается методическое сопровождение этого процесса, осуществляется мониторинг хода реструктуризации на местах, начиная с момента появления проекта, контроль за выполнением муниципалитетами требований законодательства.

Если есть проект, значит, требуется его экспертиза, то есть тщательная проработка всех "плюсов" и "минусов". Поэтому, первый этап - это создание муниципальной экспертной комиссии, в состав которой обязательно должны входить представители тех школ, которые вовлечены в процесс реструктуризации. Как правило, это председатели профсоюзов и органов государственно-общественного управления образованием, которые есть в каждой школе (родительские комитеты, управляющие советы и др.), то есть те, кому педагоги и родители делегировали права защищать свои интересы, и, конечно, директора школ. Кроме того, в комиссию могут входить депутаты, главы сельских поселений, председатели профсоюзных организаций и другие представители общественности по согласованию.

Далее проводятся заседания комиссии, на которых определяется круг возникших вопросов, обсуждаются условия, при которых данное преобразование возможно. Все члены комиссии имеют одинаковое право высказать свое мнение. Если кто-то не согласен с общими выводами комиссии, то это особое мнение записывается в акте экспертного заключения. Кроме того, там же фиксируются, какие условия должны быть созданы дополнительно, чтобы преобразование состоялось. Например, необходимость в подвозе или проведении ремонта в школе, куда планируется перевести детей. Все члены комиссии без исключения должны подписаться под этим документом.

Так обеспечивается выполнение требования пункта 2 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Эта начальная "точка" дает представление о целесообразности или нецелесообразности дальнейшей работы по реструктуризации.

Параллельно с подготовкой экспертного заключения проводится работа по информированию родительской общественности. Главное на этом этапе —обсуждение планируемого изменения с учителями и с родителями. Очень важно, чтобы все участники процесса были настроены на конструктивный диалог, имели желание услышать друг друга.

После подготовки положительного экспертного заключения начинается второй этап – согласование решения с депутатами. Именно муниципальным органом представительной власти (Собрание или Совет депутатов) утверждается порядок принятия решений об изменении сети муниципальных учреждений (п.6, ст.35 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В случае прекращения деятельности школы, учредитель обеспечивает перевод обучающихся с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа (п.17 ст. 50 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Если все эти требования соблюдены, то постановлением администрации принимается решение и начинается этап юридического оформления. Как правило, он длится около трех месяцев.

- Можно ли обойти один из этапов?

- Нет. Это требования законодательства.

- От кого исходит решение начать реструктуризацию образовательного учреждения? Это решение принимается на местном уровне?

- Инициатива может исходить от учредителя, от самой школы, от родителей или депутатов. В основе инициативы всегда должна быть перспектива улучшения качества образования. Инициатива – это проект планируемого изменения, а не решение.

- Что включает в себя понятие "неэффективность" применяемое к образовательным учреждениям?

- "Неэффективность" - это несоответствие требованиям, которые предъявляются федеральным государственным образовательным стандартам к результатам образования.

- С какой периодичностью происходят проверки образовательных учреждений, в результате которых может обнаружиться их неэффективность?

- Внешняя независимая оценка качества осуществляется в ходе лицензирования и аккредитации образовательного учреждения, аттестации педагогов и управленцев, плановых проверок, которые проводятся один раз в три года. Кроме того, есть ЕГЭ и ГИА-9, то есть итоговая аттестация выпускников 9-х и 11-х классов. Есть и социологические опросы для определения удовлетворенности родителей качеством образования.

- Если нет возможности педагогического коллектива перейти в другую школу, как часто и происходит, так как штат укомплектован и его расширение невозможно, либо имеет определенные границы, что тогда? Кто несет за это ответственность? Какие пути выхода из этой проблемной ситуации существуют?

- Как правило, речь идет о таком преобразованиях сети, когда объединяются две школы с низкой наполняемостью классов. Один из выходов — увеличение классов-комплектов "новой" школы, которое ведет к увеличению штата. Педагоги этих образовательных учреждений находятся в равных условиях. Создается новый педагогический коллектив, меняется нагрузка, увеличивается количество классов. Сокращение штата осуществляется в соответствии с трудовым кодексом с соблюдением социальных гарантий. В большинстве случаев учредитель помогает педагогам трудоустроиться в других образовательных учреждениях.

- Если необходим подвоз детей в новую школу, то кто несет ответственность за доставку школьников к новому месту учебы? Кто предоставляет транспорт?

- Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края предоставляет школьные автобусы для подвоза детей. Органы местного самоуправления утверждают согласованные с ГИБДД маршруты, обеспечивают безопасность перевозки детей и обслуживание транспортных средств.