февраль 13, 2013
Барнаул не входит в десятку городов России с самой высокой долей проникновения смартфонов, тем не менее и в нашем регионе мода на них и другие сенсорные гаджеты набирает обороты — об этом свидетельствуют данные продаж салонов связи. Смартфоны и планшетные компьютеры приобретают люди самых разных слоев населения и уровня доходов. Бизнесмены тоже, конечно, не остаются в стороне. Большинство опрошенных предпринимателей являются обладателями устройств самых популярных брэндов. Но как практичные люди, они говорят, что ценят в них прежде всего функционал.
По данным компании Telecom Daily (Санкт-Петербург), уровень проникновения смартфонов в России в конце 2012 года составил 23% (22,5 млн. человек), а в Алтайском крае — порядка 20%. В денежном же выражении (в доходах сотового ритейла от реализации мобильных телефонов) доля продаж смартфонов составляет уже порядка 70%. Интернет-проект "Будь мобильным" недавно опубликовал данные собственного исследования уровня проникновения смартфонов в российских городах. В топ-10 вошли Москва (52,9%), Санкт-Петербург (32,9%), Екатеринбург (32%), Новосибирск (30,1%) и другие.
Переход от мобильных телефонов без операционной системы к смартфонам сохраняется уже на протяжении двух лет. На сегодняшний день доля смартфонов на российском рынке сотовых телефонов в денежном выражении составляет уже более 60% и продолжает показывать положительную динамику. В Алтайском крае смартфоны в 2012 году показали прирост в денежном выражении относительно 2011 года 11%.
Директор филиала "МТС" в Алтайском крае и Республике Алтай Леонид Тиунов сообщил, что по итогам 2012 года рост доли продаж смартфонов в розничной сети края составил в количественном выражении 61,5%, в денежном выражении — 62,5%.
По сравнению с 2011 годом в 2012 году объемы продаж смартфонов в розничной сети "МегаФона" увеличились в три раза. По нашим оценкам, в 2015 году смартфоны будут занимать долю более 50% в объеме продаж телефонных аппаратов.
Продажи планшетных компьютеров выросли в крае еще более существенно. Как пояснил Алексей Попов, это произошло в связи с тем, что в 2012 году значительно расширился их ассортимент. "Планшетные компьютеры получили широкое распространение в мире только в 2010 году с выходом Apple iPad, — говорит он. — Начиная с прошлого года остальные вендоры стали активно выводить на рынок новинки в этом сегменте. Так, в декабре 2011 года ассортимент данной продукции в салонах компании "Евросеть" состоял из восьми моделей, а в декабре 2012 года насчитывалось уже более 70. Как следствие в Алтайском крае планшеты в сегменте компьютеров показали в 2012 году сильный прирост в денежном эквиваленте относительно 2011 года около 350%, а в количественном выражении свыше 600%".
В "МТС" подтверждают эту тенденцию, в салонах компании в крае доля продаж планшетов за прошлый год выросла в 15 раз в количественном выражении, и 14,5 раза в денежном выражении.
Сотовые операторы констатируют востребованность сенсорных гаджетов в корпоративном сегменте. "Приобретение телефонов партиями происходит, как правило, со стороны небольшого и среднего бизнеса, — рассказывает Игорь Беляев. — Средний объем заказа составляет 10–15 штук. Пока владельцы бизнеса готовы обеспечивать смартфонами линейных руководителей своей компании, о тотальной закупке устройств для всех сотрудников речи не идет. Хотя все зависит от размера и направления деятельности компании. Основные предприятия, являющиеся частыми покупателями нашего оборудования, относятся к сфере торговли и промышленного производства".
В Барнаульском филиале "ВымпелКом" (брэнд "Билайн") сообщили, что в крае смартфоны и планшеты корпоративные клиенты приобретают практически ежедневно. Наиболее активными покупателями мобильных устройств являются клиенты энергетической и транспортной отраслей, представители госсектора и ритейла.
Если проводить аналогию с продажами телекоммуникационного оборудования в других регионах России, то в Алтайском крае продажи смартфонов и планшетов находятся на среднем уровне. Традиционно лидерами в приобретении подобных гаджетов являются Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Новосибирск. В большей степени это связано с тем, что приобретение телеком-оборудования осуществляется на федеральном уровне через головные компании, а уже затем этот процесс переходит на региональный уровень.
Основным трендом, по его словам, в настоящее время становится стремительный рост продаж в период реализации на российском рынке ожидаемых моделей гаджетов.
Продавцы смартфонов отмечают, что из элемента статуса смартфоны превратились в инструмент для решения бизнес-задач. "Изменения связаны с развитием IT-технологий в целом, снижением стоимости смартфонов и качественными изменениями в культуре бизнес-общения, — говорит Игорь Беляев. — Если раньше в компаниях было принято решать все задачи за столом или при личной встрече, то теперь активно входят в оборот и видео-конференц-связь, и корпоративная почта, и электронный документооборот".
Я думаю, что в данный момент без смартфонов и планшетов уже никуда. Мои iPhone и iPad у меня всегда под рукой. С их помощью я использую Skype, доступ в Интернет, очень активно пользуюсь электронной почтой, sms-сообщениями, у меня там карты Алтайского края и всей России. На планшет поступает видео с системы наблюдения на всех объектах предприятия. Мы проводим конференции и планерки через Skype. Смартфон я использую, когда нужно оперативно получить какую-то информацию. А планшет подходит для более размеренной работы. Например, когда сидишь в аэропорту.
Я года четыре назад стал пользоваться гаджетами. Поначалу это была дань моде. Покупал просто для имиджа, а потом понял, что смартфон — это не только телефон, что у него много других полезных функций. Сотрудникам компании мы тоже приобретаем смартфоны и планшеты. Буквально месяц назад я подарил нескольким сотрудникам iPhone в качестве поощрения. Также мы приобрели планшетный компьютер нашему системному администратору и еще один для бухгалтерии. Это нужно, чтобы за пределами офиса они оставались на связи, могли посмотреть счета-фактуры и так далее.
У меня есть iPad. Я использую его в основном для учебы и для доступа в Интернет. Туда можно закачивать книги и учебники, пользоваться им как библиотекой. Как он может помочь в бизнесе, я не знаю. И вообще, если честно, мне надоели гаджеты. Хочу пользоваться только механическими наручными часами, чтобы знать время, и ничем больше.
Из гаджетов я пользуюсь только электронной книгой. Покупку смартфона только планирую. У моих близких они есть, и на их опыте я убедился, что смартфон может быть полезен — там много нужных приложений. Пока я использую телефон только для голосовой связи.
У меня на iPhone и нетбук настроен удаленный доступ к корпоративным серверам. В режиме реального времени я могу заходить туда и отслеживать платежи, отгрузки и так далее. Могу также заходить на свой офисный ноутбук, если мне нужна какая-то информация, получать личную и корпоративную почту. В основном я использую смартфон как органайзер. Делаю там различные заметки, напоминания, планирую встречи. У меня есть еще обычный телефон Nokia. Он мне нужен потому, что у смартфона очень быстро садится батарея. Сотрудникам компании мы закупали несколько планшетов — отделу продаж и руководителю отдела сбыта. Часть из них они быстро сломали. Сейчас осталось два рабочих.
Мне iPhone нужен в первую очередь для работы. Ради статуса я бы не стал его покупать. Появился он у меня не так давно, до этого я пользовался смартфонами других брэндов. Даже у водителя грузовика в нашей компании был iPhone, а у меня не было. Вообще, сейчас уже где-то 70% моих знакомых предпринимателей используют смартфоны.
Сейчас у меня Samsung Galaxy S III. В работе он нужен. С его помощью я читаю электронную почту и пользуюсь Skype, работаю с документами, калькулятор использую часто, а также, конечно, доступ в Интернет. Еще мне нравится, что у него качественная фото- и видеокамера. Я часто ею пользуюсь на мероприятиях.
Неделю назад я купил себе iPhone. Это мой первый смартфон. Я планирую начать использовать его для работы — следить за производством в режиме онлайн (на него будет выведено изображение с видеокамер в производственных помещениях), получать все отчеты, организовывать видеоконференции. Все эти возможности теперь у меня в кармане.
— На свой смартфон Samsung Galaxy S III я оперативно получаю электронную почту, могу редактировать документы. Постоянно читаю новости на сайтах с его помощью. У него хорошо работает фото- и видеокамера — это очень удобно. Часто бывает нужно сфотографировать какой-то объект или ситуацию. Вообще, я пользуюсь смартфонами уже очень давно, еще с тех времен, когда iPhonе не завезли в Россию.
Критерии выбора смартфонов для бизнеса
Наиболее популярными брэндами смартфонов в Алтайском крае, по данным дистрибьюторов ("Евросеть", "МТС", "ВымпелКом", "МегаФон"), являются LG (операционная система Android), Samsung (операционные системы Android, Bada), Apple iPhone (операционная система iOS), Nokiа (операционная система Symbian). Также спросом пользуются некоторые брэндированные аппараты сотовых операторов за счет их доступной цены. Среди планшетов наиболее продаваемыми брэндами являются Samsung, Ross&Moor, Prestigio MultiPad, Explay Informer, Digma (на операционной системе Android), Apple iPad (операционная система iOS).
У 41,1% пользователей смартфонов в России аппараты с операционной системой Android, у 31% - с Symbian, у 22% - с IOS (данные проекта "Будь мобильным").