февраль 13, 2013
– Главный критерий нашей работы – удобство жителей. Ссылки на трудности считаю несостоятельными. Раньше финансирование было меньше, но столько жалоб не было, – так говорил Игорь Савинцев, глава Барнаула, в прошлом году, после отставки Владимира Зубова, экс-заместителя по вопросам благоустройства. Однако такое кадровое решение мало изменило ситуацию – обильные снегопады нынешней зимой в очередной раз застали дорожные службы врасплох.
Уборка улиц в Барнауле. Февраль 2013 года.
Михаил Хаустов
Чиновники объясняют: за три месяца в Алтайском крае снега выпало почти втрое больше среднегодового показателя. Кроме того, зима установила рекорды по высоте снежного покрова и числу дней с метелями. Пытаясь справиться со снежными авралами, дорожники делают все возможное – привлекают военную технику, работают в две смены, подключают дополнительные силы и взывают к помощи граждан. Тем не менее до сих пор сложная обстановка на дорогах сохраняется более чем в 20 районах края, на автомобильных трассах затруднен проезд, Барнаул стоит в пробках, пешеходы страдают от гололеда...
Почему так происходит? Реально ли создать условия, которые будут соответствовать "главному критерию" работы городских служб?
В опросе altapress.ru приняли участие 232 человека.
Жители справедливо замечают, что нынешний сезон протекает очень напряженно. Однако не стоит винить в этом дорожные службы. Техника была подготовлена на сто процентов, мы запасли больше обычного песчано-соляной смеси: как правило, готовим на всю зиму 25 000 тонн, а в этом году уже израсходовали 27 000, и того, что осталось, хватит до конца зимы. Инфографика: уборка улиц от снега.Михаил ХозяйкинПо большому счету мы готовы к любым неожиданностям. Поэтому сказать, что дорожные службы плохо работают этой зимой, точно нельзя. Во всяком случае, магистрали, по которым ходит общественный транспорт, в рабочем состоянии. Есть некоторые проблемы по второстепенным улицам, но и они решаются.
Сегодня заполнены почти все места отвала снега, такое небывалое количество осадков выпало в этом году. Это не значит, что снег некуда вывозить. Мест отвала, определяемых администрацией, в прошлые годы их было семь, сегодня пятнадцать. Весной на каждом необходимо будет провести рекультивацию земель. Однако эти места определены только для дорожных служб. Предприятия должны свозить снег на полигон твердых бытовых отходов. Увы, не все хотят соблюдать порядки и сваливают снег за городом. Надзорные службы их определяют, а мы привлекаем к ответственности.
В этом году, конечно, люди жалуются на то, что дорожные службы плохо убирают город. А все почему? Потому что этим занимается множество разрозненных организаций. Причем администрация выбирает их по тендеру исходя из принципов экономии – кто снизил цену за услуги, тот и победил в конкурсе. Надо бы смотреть на мощность компании и на то, сколько у нее имеется техники. Наиболее эффективно, по-моему, определить одну большую компанию, которая будет каждый год заниматься ликвидацией снега с дорог и основных магистралей. Тогда она будет и готовиться соответственно. А сегодня предприятиям нет смысла предпринимать дополнительные усилия – они же не могут быть уверены в том, что их на следующий год выберут.
Что касается уборки преддомовых территорий, то здесь все на совести управляющей компании.
Но в советские годы и эпоху перестройки ситуация была, пожалуй, еще хуже. Коммунальные службы вообще не хотели работать, улицы и дороги убирали плохо. Кроме того, сейчас хотя бы сами дворники и дорожники более ответственно к работе относятся.
Там, где мало платят, там и убирают некачественно. Вот я несколько лет назад на Севере работал, на Камчатке. У них там дворницкие зарплаты ниже, и улицы чистят еще хуже. В неблагополучном регионе как летом, так и зимой одинаково плохо.
Вопрос уборки снега нельзя решать изолированно от остальных составляющих благоустройства города. Нужно учитывать природные условия, географию и так далее.
Например, в Москве технология уборки снега отрабатывалась достаточно долго – с середины 90-х. К 2005 году наконец появилась методика, которая успешно работала до 2009 года, удовлетворяя потребности жителей и не ухудшая состояния окружающей среды. Скажем, если раньше засоренность почвы стабильно росла, а приживаемость зеленых насаждений составляла всего 10%, то с применением новой технологии она выросла до 90%. Но потом новый мэр и его команда начали заказывать более дорогостоящие, но менее эффективные материалы. С этим связано множество скандалов, но это уже другая, неинтересная вам история. Главный вывод, который позволяет сделать наш опыт: к вопросам уборки улиц нельзя допускать людей, которые делают на этом деньги. Когда чиновникам выгодно работать некачественно, их не переубедишь никакими разумными доводами.
Что касается непосредственно технологий, то, во-первых, чтобы город нормально жил, снег, перемешанный с реагентами, не должен оставаться на улицах. То есть реагентов нужно использовать ровно столько, сколько нужно, чтобы ледяной накат стал рыхлым, и его можно было легко убрать. Иначе сцепления с дорогой не будет, количество аварий не уменьшится. Так что если вы видите, что после работы дорожников на улицах образуется грязь – вы имеете дело с явным нарушением технологий.
Необходимо смотреть и состав реагентов, поскольку каждый имеет свою специфику. Мы рекомендуем применять их только после натурных испытаний, поскольку заранее сказать, какой реагент в каких условиях будет работать эффективно, просто невозможно. Какие-то можно использовать на дорогах города, какие-то на трассах между городами, какие-то во дворах.
Можно сэкономить и на грамотном использовании реагентов. Мы использовали жидкие растворы, сокращающие расходы в два раза, затем собирали и вывозили отходы на снегоплавильные станции.
Во-вторых, немаловажно подготовить места для вывоза снега, поскольку химическая обработка дорог наносит ущерб окружающей среде. В Москве в свое время были построены снегоплавильные станции, снабженные системой очистки. В Питере в прошлом году тоже построили первую такую станцию. Это не так дорого, зато ущерб для города и окружающей среды намного меньше.
Если для своевременной уборки снега не хватает текущих сил, то почему бы не привлечь временных работников на период, когда они необходимы?
Однако я считаю, взаимодействие общества и власти должно быть максимально доверительным, чтобы люди были уверены, что службы действительно не справляются из-за аномальных снегопадов, а не по причине того, что сами неграмотно или нечестно распорядились бюджетом.
Если такой труд будет оплачиваться, то я считаю, это хорошая инициатива, а если это что-то вроде добровольно-принудительных субботников, то увольте. В условиях, когда нет доверия к властям, нет и желания помогать. Пусть оплачивают уборку, привлекают средства. Но я бы не пошла, честное слово.
Если это поможет безработным подработать – то хорошо; если граждане будут это делать по собственной инициативе – тоже замечательно, но если это очередная прихоть чиновников, то плохо, так как отдуваться будут люди из муниципальных и бюджетных предприятий, а также студенты и школьники. Вопрос не в цели, а в конкретных механизмах, в мелочах.
Я отрицательно отношусь к такому предложению. Считаю, что расчищать дороги от снега должны те, кто за это ответственен. Если чиновники отказываются выполнять то, что должны, и перекладывают работу на граждан, то и зарабатывать они в таком случае должны меньше. Я бы еще поняла, если бы у нас случилась небывало снежная зима и власти не были бы к ней готовы. А мы как-никак в Сибири живем. У нас всегда много снега было.
Опрос "ФОМнибус" 11–12 июня 2011 года. Участвовало 1 500 респондентов.