май 10, 2006
Мы попросили рядового Ивана Ситникова надеть свой пиджак с орденами. Старик, привычно орудуя костылем (левая нога еще со времен войны ампутирована), ушел в другую комнату. Вышел оттуда, приосанившись. На пиджаке Ивана Арсентьевича гордо блестели два ордена - Красной Звезды и Великой Отечественной войны. Он стеснялся фотографироваться. Но мы ему сказали: "Надо. Пусть эти аферисты полюбуются, кого они хотели обмануть".
Письмо счастьяЭто письмо пришло Ивану Арсентьевичу 29 апреля. Бывший минометчик как раз поправлял здоровье в санатории. Его жена Валентина созвонилась с мужем, сказала, что на его имя пришло какое-то письмо - то ли поздравительное ко Дню Победы, то ли еще какое: конверт толстый и отправитель вроде солидный - новосибирская страховая компания "Гарант-Инвест". Иван Арсентьевич позволил супруге вскрыть конверт, прочитать, что там написано.
В конверте было несколько распечатанных на принтере листов.
Некто Г.Н. Жуков, генеральный директор страховой компании "Гарант-Инвест", сердечно поздравлял ветерана с Победой, желал ему крепости сил и склонял голову перед бессмертным подвигом ветерана…
После нескольких строк поздравлений Г.Н. Жуков приступил к самому главному. Он сообщал, что Иван Арсентьевич должен в срочном порядке, до 12 мая, через любое отделение Сбербанка РФ перевести на расчетный счет компании 800 рублей для оплаты регистрации и ведения лицевого счета.
Потом, обещало письмо, Иван Арсеньевич получит от германского правительства 3000 евро. Г.Н. Жуков объяснял: такие выплаты положены всем ветеранам Отечественной или их правопреемникам. По решению правительства Германии на выплаты ветеранам ВОВ передано аж семь миллиардов (!) евро. И правительство России в связи с этим "денежным счастьем" 2 февраля этого года даже приняло соответствующее постановление, в соответствии с которым и будут производиться выплаты ветеранам ВОВ на территории России.
В конверте, помимо письма, находилось еще несколько листов - квитанция, чтобы ветераны могли заполнить ее у себя дома. А также заготовленная пара ксерокопированных листов-заявлений для родственников-наследников, если ветеран умер.
Как мы искали псевдостраховщиков
Мы приехали к Ивану Арсентьевичу 3 мая. Внимательно изучили письмо. На конверте - два почтовых штемпеля. Оба барнаульские. Никакого Новосибирска и в помине нет. Для солидности на письме синела печать - фирменная, с орлом. Вокруг этого орла буковки: мол, ООО, да еще "Гарант-Инвест" из Новосибирской области.
В письме также содержались адрес "Гаранта" и телефон, по которому можно получить дополнительную информацию. Мы позвонили по указанному номеру - в трубке постоянно бубнил автоответчик (5 мая телефон заблокировали. - Прим. авт.).
Тогда мы решили проверить адрес указанной страховой фирмы с помощью новосибирских коллег. Как выяснилось, на Красном проспекте, 77-б и правда есть здание, которое сдается в аренду различным фирмам и организациям. Однако страховой компании "Гарант-Инвест" среди них не было.
Мы связались с сотрудниками некоторых фирм, которые находятся в этом здании. По словам работников, такая страховая компания здесь никогда не арендовала помещения.
Мы созвонились также с работниками Алтайского Сберегательно банка РФ, через отделения которого Г.Н. Жуков рекомендовал перечислять денежные суммы. К чести банковских работников, уже вечером 3 мая во все отделения Сбербанка разослали срочные директивы - деньги от ветеранов не принимать, в случае чего сообщать куда следует. А вскоре в Барнауле появились сообщения в СМИ, что "письмами счастья" для ветеранов заинтересовались правоохранитеольные органы.
Но, на мой взгляд, как-то странно заинтересовались. Когда утром 5 мая я позвонила в управление внутренних дел Новосибирской области, чтобы узнать, получали ли аналогичные письма новосибирские ветераны ВОВ, мне сказали, что впервые об этом слышат - алтайские коллеги, к удивлению новосибирцев, ничего им не сообщали. Новосибирцы попросили у нас подробную информацию, чтобы предупредить ветеранов своей области и заняться расследованием этой аферы.
Сейчас к расследованию этого дела активно подключились федералы. Ведь паутина афер могла поглотить не только Барнаул, но и другие регионы России.
Праздник со слезами на глазах
А выплаты от правительства Германии между тем полагаются. Только не ветеранам ВОВ, а жертвам нацизма. Если эти люди скончались, то их наследникам. И время от времени информация об этих выплатах появляется в СМИ. Видимо, аферисты рассчитывали, что ветераны краем уха об этом слышали и их легко будет обвести вокруг пальца…
… А рядовому Ситникоу Ивану Арсентьевичу, который в 16 лет ушел добровольцем на войну, до сих пор кажется, что левая нога у него цела. И что он может даже шевелить ее пальцами. Но посмотрит на костыль и сразу вспомнит о ранении, гангрене, ампутации…. И становится горько на душе. А тут еще это "праздничное" письмо. Словно вражеская пуля - чтобы добить. Слава Богу, что пролетела мимо.
Кому платит Германия?
Выплатами жертвам нацизма или их наследникам занимается немецкий фонд "Память, Ответственность и Будущее". Как нам сказали в представительстве Генерального консульства Германии в Новосибирске, такой фонд существует. И он является государственным. И что фонд худо ли, бедно ли, но старается выплачивать выделенные Германией деньги. Правда, сумма, которая пошла на выплаты, более скромная - не 7 миллиардов евро, а 4 миллиарда 272 миллиона. И не по три тысячи евро каждому, а от 2,5 тысячи до 7,5. И что получать людям их надо через отделения Сбербанка РФ.