февраль 20, 2013
В блоге главы Алтайского края 20 февраля опубликована запись под названием "О пользе закона и вреде правового нигилизма".
Александр Карлин, губернатор Алтайского края.
Олег Богданов
Прежде чем рассуждать о чем-либо, нужно разобраться в сути вопроса. Этот бесспорный тезис почему-то не работает в отношении новых законов. Законы у нас в обществе читать и изучать как-то не принято, их принято ругать. Особенно развит правовой нигилизм в отношении нормативных актов, связанных с образованием в России. Только ленивый не ругает сегодня проект Закона "Об образовании в Российской Федерации", который вступит в силу 1 сентября 2013 года. Хотя, если внимательно ознакомиться с текстом, Закон оказывается не таким уж плохим, как нам кто-то рассказывает. Образование определяется в нем как общественно значимое благо, сочетающее в себе воспитание и обучение, выполняемые не только в частных, но и в публичных интересах. В емком определении - ответ на многие вопросы современных общественных дискуссий. Когда законодатель говорит о воспитании как деятельности, направленной на адаптацию личности к общим правилам поведения, установленным в обществе, семье и государстве, у меня крепнет убеждение, что новый Закон позволит вывести наше образование на современный уровень.
Да, можно до бесконечности дискутировать на тему обязательного списка литературы, предложенного в Законе. Что из Куприна или Бунина включили, что исключили, попал ли туда Алексей Толстой, классик ли Пелевин, можно ли обсуждать с учениками творчество Захара Прилепина… И выгонять ли из школы ученика, который прочел Сорокина без купюр. Если серьезно, я даже рад подобным спорам. Они свидетельствуют о том, что наше общество - одно из самых читающих в мире. Далеко не в каждом государстве такая общественная дискуссия может даже возникнуть. И, тем более, содержательно поддерживаться. С другой стороны, если мы можем позволить себе дискуссии подобного рода - значит, кое-что в образовании уже сделано. Лет 10 назад в "убитых" школьных библиотеках было даже бессмысленно дискутировать на тему, кого рекомендовать для обязательного прочтения - Бунина или Куприна, так как в фондах школьных библиотек оставалась только Маринина.
Обращаясь к своему профессиональному опыту, могу заверить, что подавляющее большинство законов проходит окончательную выверку только в процедурах правоприменения, реализации. Ну нет у Закона другой проверки, кроме общественной практики. Закон об образовании в этом смысле не исключение. Так что давайте до 1 сентября подискутируем, а с 1 сентября - засучим рукава и начнем работать по новому Закону.