февраль 22, 2013
Отечественные страховщики в очередной раз разгневали автолюбителей. Мало того что они попросили повышения базового тарифа "автогражданки" на 50%, так еще и написали жалостливое письмо властям, где потребовали отменить распространение Закона "О защите прав потребителей" (ОЗПП) на закон об ОСАГО. И пригрозили, что в противном случае в России рухнет вся система автострахования.
Попробуем отвлечься от известных рассуждений о страховщиках как о жадных лоббистах и трезво взглянуть на их доводы.
Первое. Тариф в 1 980 рублей действительно ни разу не менялся с момента принятия закона об ОСАГО, а ему в этом году исполнится десять лет. Да, несколько раз повышались коэффициенты, но они применяются все к тому же базовому тарифу, поэтому серьезной индексации стоимости полисов не было.
Второе. В свете грядущего повышения компенсаций со 120 до 400 тысяч рублей по ущербу имуществу и со 160 до 500 тысяч рублей по здоровью страховщикам действительно может не хватить денег на выплаты. Хотя правительство и готово в связи с этим повысить тариф на 25%.
Третье. Потребители и вправду затаскали страховщиков по судам. 28 июня прошлого года вышло постановление пленума Верховного суда № 17: страховые случаи по ОСАГО должны подпадать под действие закона ОЗПП. Автовладельцы получили право судиться со страховой компанией по месту жительства, а не по месту регистрации компании, при этом их освободили от уплаты госпошлины. Но главное – в пользу водителей стали взыскивать штраф в 50% от присужденной суммы, а также компенсацию за моральный вред.
Наконец, четвертое. Арифметические расчеты, когда из собранных в 2012 году 120,9 миллиарда рублей премий вычитают выплаты в 60,9 миллиарда рублей и получают 60 миллиардов якобы чистой прибыли, тоже кажутся несколько примитивными. Из этих денег надо как минимум сделать отчисления в обязательные резервы, вычесть операционные расходы.
В общем, операторов "автогражданки" можно было бы понять, если бы не один нюанс: эту кашу они заварили сами. Кто заставил автовладельцев идти в суды? Страховые компании, которые стали массово занижать сумму ущерба. Кто 10 лет назад лоббировал всеобщее страхование ответственности водителей по высоким на тот момент тарифам? Точно не автомобилисты. Чтобы выбраться из этой ловушки, страховщикам вместо демаршей лучше бы потребовать перехода к добровольному страхованию. Да, кусок пирога уменьшится. Но на другой чаше весов – не силком загнанный потребитель, который готов заплатить даже за больший объем услуг (я, например, готов покупать автостраховку добровольно). И главное – никаких фиксированных тарифов и вмешательства государства. Только здоровая конкуренция. Интересно, почему страховщики не требуют этого в своих письмах?