май 24, 2006
Слово "коррупция" буквально витало в воздухе на X съезде предпринимателей Алтая, прошедшем 19 мая. Недобросовестные или недальновидные чиновники, их связи с бизнесом, а то и прямое использование ими должностного положения в коммерческих интересах - все это было темами выступлений предпринимателей.
Возможно, причиной их откровенности была надежда, что новый губернатор к этим реалиям еще не привык и сможет их, предпринимателей, услышать. Что он не имеет и не будет иметь своих коммерческих интересов. И ответное слово губернатора такую надежду в присутствовавших вселило.
Непотребнадзор?
Поначалу ничто не предвещало скандальных разоблачений. Как и раньше, главными бедами предприниматели называли наезды всевозможных проверяющих. Лидером по числу упоминаний стал "Роспотребнадзор" - бывший санэпиднадзор, которому передали дополнительные функции.
"Есть такая организация - "Роспотребназдор", которая вообще отбивает все желание что-то делать, ее у нас назвали карательным органом, - сказал предприниматель Борис Вольф из Немецкого национального района. - У нас они проверяют только предпринимателей и, как правило, одних и тех же, а не райпо или сельпо".
Немного реже упоминали МЧС, прокуратуру, экологическую службу. "В каждом магазине надо, чтобы экологический паспорт был, - сокрушался Сурен Мограбян из Третьяковского района. - Я знаю, что это надо. Но экологи требуют 7000 рублей за паспорт".
Но, несмотря на такую активность государственных служб, предприниматели выражали готовность помочь государству - например, побороться с нелегалами, торгующими спиртным. Только вот власти взаимодействовать не хотят. В общем, казалось, съезд так и пройдет в режиме перечисления ставших, увы, привычными проблем ударников капиталистического труда, и скучающие журналисты уже придумывали тексты типа "Сколько лет твердим об одном и том же, а воз и ныне там"... Однако выступления Павла Тулина, гендиректора ООО "Старые традиции", и предпринимательницы Валентины Новоселовой из Калманского района прозвучали неожиданно резко.
Вопросы к мэру
"По закону с 1 октября 2005 года отведение земельных участков под жилье должно проводиться исключительно на конкурсной основе, - начал Павел Тулин. - Очевидно, метод зарабатывания денег для муниципального бюджета такой: проводи конкурсные аукционы, передавай земельные участки под застройку. Что же происходит в Барнауле? Ни одного конкурсного аукциона не проведено, тем не менее строительные площадки в городе растут как грибы по всем районам города, на сегодняшний день, как мне кажется, строительных площадок уже не осталось, они все распределены".
Получил ли бюджет города деньги от этого распределения участков? Именно этот вопрос задал предприниматель и не получил ответа.
"Почему управлять недвижимым имуществом, принадлежащим городу, назначена именно эта компания (решением администрации города управление муниципальным имуществом было передано компании "Барнаульская управляющая компания". - )? - продолжал Павел Михайлович. - Почему средства от реализации муниципального имущества поступают в первую очередь на расчетный счет этой компании? По существующему законодательству деньги, поступившие на расчетный счет компании, она перечисляет только два раза в месяц. Цена мало-мальски значимого объекта в Барнауле от трех до пяти миллионов. Две недели три-пять миллионов будут находиться на расчетном счете этой компании. Три-пять миллионов - это 10 тысяч квадратных метров асфальтового покрытия, которого так не хватает городу. Насколько рационально принятое решение?"
Король Калманки
В Калманском районе, как рассказала Валентина Новоселова, два года назад главой района был избран предприниматель. Могу предположить, что местные предприниматели поначалу воспрянули духом. И действительно, новый глава принял несколько вполне положительных решений. Но дальнейшее направление своей деятельности, по словам Валентины Новоселовой, глава "понял так: он лицо временное, сроком на четыре года, и должен успеть больше сделать для себя".
Сведения, которые сообщила предпринимательница, конечно, еще предстоит проверить. И проверка должна будет ответить на очень болезненные вопросы. Например, правда ли, что глава района ведет расправу с неугодными, уничтожая их бизнес? Действительно ли он делает все, чтобы прибрать к себе бизнес местного предпринимателя, организовавшего пассажирское сообщение между селами? "Не забывайте, что у вас есть дети", "уничтожу", "раздавлю" - такими словами, как сообщила Валентина Новоселова, глава района реагирует на тех предпринимателей, кто возражает против его политики в районе.
Эзопов язык
Губернатор, дождавшись, когда выскажутся все желающие, пообещал серьезно разобраться в случаях, о которых говорили предприниматели. Но главное - произнес те слова, которые витали в воздухе и которые никто из предпринимателей так вслух и не произнес.
"Мы научились так красиво говорить - мало не покажется, - улыбнулся он. - Вот я даже записал: "дружественный бизнес", "государственно-частное партнерство". А по-прямому это называется проблемой коррупции и взяточничества. Эта болезнь системная. Если она в большом кабинете есть, то корни ее и взаимосвязи находятся в кабинетах пониже, включая муниципалитеты. Речь идет о противодействии и борьбе с коррупцией во всех уровнях власти. Если хотите внятной поддержки, внятно и спокойно говорите о тех проблемах, которые существуют. Кто их создает, каким образом. Мы будем решать и частные проблемы, и системные. Тем более что есть четкие посылы из федерального центра".
Темные силы
Александр Карлин в целом поддержал алтайское предпринимательство. Но, по его мнению, есть в нашем бизнес-сообществе те, кто ведет нечистый бизнес. И этим господам он будет противостоять.
"В крае есть достаточно серьезные силы противодействия позитивным тенденциям, - сказал он. - Эти силы не всегда открыто себя проявляют, но они достаточно организованы, я бы даже сказал, эшелонированы, они обеспечиваются идеологической поддержкой, это силы, которые заинтересованы в том, чтобы край и дальше стагнировал, и на остатках этой экономики делать то, что я бы назвал нечистым бизнесом. Я думаю, что вы все, здесь присутствующие, не заинтересованы в этих силах, и мы обязаны будем им противостоять".
Хорошо бы, конечно, чтобы губернатор как-то почетче обозначил эти "темные силы". А то теперь гадай, о ком речь... Впрочем, кто бы это ни был, результаты борьбы зависят от того, насколько сильная и не обремененная скрытыми обязательствами у губернатора команда. И удастся ли ему консолидировать здоровые силы общества.
Цитаты
Татьяна Кириченко, руководитель ассоциации "Торговля и бизнес", Бийск:
- "Фотография рабочего дня" показывает, что представителям бизнеса не хватает времени на его развитие из-за многочисленных необоснованных контрольных мероприятий. Материальные затраты, которые несет малый бизнес из-за штрафов, из-за необходимости отстаивать свои права в судебных инстанциях, не позволяют ему перейти на следующую ступень развития. Мы хотим четких правил. И чтобы правила существовали не только для тех, кого проверяют, но и для тех, кто проверяет.
Александр Назарчук, председатель Алтайского краевого совета народных депутатов:
- Надо серьезно думать над тем, чтобы предприниматели шли в те сферы, которые важны для населения Алтайского края, для нашей экономики. Надо идти в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Давайте сделаем, чтобы этот бизнес стал доступен для предпринимателей. Это абсурд, когда предприниматель берет сферу управления домом, а там начинается целая война. Значит, что-то мы делаем не так?
Юрий Федоренко, гендиректор ООО “Блик”, председатель Общественного совета предпринимателей Павловского района:
- Предлагаем внести в трудовой контракт с чиновником ответственность за нанесение ущерба предпринимателю и его деловой репутации, но ответственность за их счет, а не за счет администрации!
Борис Чесноков, президент Алтайской торгово-промышленной палаты:
- Владельцы 14 автостоянок Барнаула обратились в администрацию города с просьбой снизить коэффициент (речь идет о плате за землю. - ) до уровня гаражных кооперативов, коэффициент не снизили, зато ко всем владельцам стоянок пришла прокурорская проверка.
Борис Янцен, индивидуальный предприниматель, Родинский район:
- Когда же в нас увидят налогоплательщика, самого уважаемого человека во всем мире? У меня работает 60 человек сельского населения. Сель-ско-го! Им некуда пойти. Детям наших работников мы оплачиваем путевки в лагеря, оплачиваем даже целевые направления в вузы. Но меня почему-то достали контролирующие органы. Почему именно сегодня? То ли они увидели, что у нас хорошо…