февраль 26, 2013
Андрей Никитин.
Анна Зайкова
Так получилось, что о том, как и где воевал на фронте мой родной дед по отцовской линии, я знаю мало. Умер он, когда мне было три года, да к тому же они с бабушкой расстались в начале 50-х (ну, так бывает), каждый из них через много лет завел себе другую семью, и бабушка вообще не любила о деде рассказывать.
О деде Владимире Илларионовиче я, конечно, знал кое-что из других источников, но его фронтовые дела были для меня полной загадкой.
Знал, что комиссовали его по инвалидности в 43-м. По одной версии, после Сталинграда, по другой — после Курской дуги. Знал еще, что были у него награды. Еще знал, что дед работал после демобилизации "по экономической части", и что он был контужен на фронте.
Я больше знал о военных делах другого бабушкиного мужа, которого звал "деда Коля", который был на войне летчиком и летал на Ил-2. Из-за этого среди моих детских игрушек было много таких маленьких железных и пластмассовых военных самолетов, я научился пить сырые яйца в 6 лет (деда Коля говорил, что летчик должен уметь это делать), и страшно хотел попасть в барнаульское летное училище (пока мне не сломали нос в детской драчке и из-за этого на карьере летчика пришлось сразу поставить жирный крест). Но и этот дед умер рано, и взрослых разговоров с ним о войне мне вести не пришлось. Как воевал, за что был награжден — ничего этого узнать из "первых рук" мне не довелось, так, только дошкольные обрывки историй. Вроде той, что Николай Иваныч поведал мне в бане, когда я увидел у него шрам на ягодице. Это еще до Илов было, летал он на другом самолете, снизу стреляли зенитки, вот и ранило его в такое место однажды. А еще он сказал, что летчики садились на сковородки. Я не знал тогда, смеется деда Коля, или всерьез говорит.
Дед по матери — Пётр Кузьмич — тоже умер, когда я в начальную школу еще ходил. Тот совсем не любил про войну рассказывать ничего. Родные говорят, что он вроде как и военных фильмов не любил смотреть. Но я как-то мало с ним в кино ходил или перед телевизором сидел. Он ведь в деревне жил, директором школы был. А в деревню я все летом наезжал, там не до кино было, и не до телевизора... И награды его я лишь однажды видел в шкафу.
В общем, знал, что все воевали, а как, где? Признаюсь, долгое время как-то и не задумывался над этим. Хватало того, что помнил.
А тут , и Тамара Петровна , где можно было бы поискать информацию о своих родных. И что-то такая стыдоба меня взяла — что ж я не искал раньше? Начал искать по наградным листам.
Первым нашел Владимира Илларионовича, его наградной лист к ордену Красной Звезды. Ни Сталинград, ни Курск — Западный фронт, Тверская и Смоленская области. В 41-м призвали, военное училище, в марте 42-го на фронте младшим лейтенантом — командир взвода штурмовой роты стрелкового полка. Воевал ровно год. В наградном листе есть и про подбитые танки, и про бои в городе Горелое Городище, и про то, как пленили они 14 марта 1943 года взводом пятерых немецких офицеров в селе Спас... А 18 марта — тяжелое ранение и контузия.
Нашел наградной лист на Николая Иваныча. Медаль "За отвагу". 42-й год, он тогда еще на фанерном У-2 по ночам фашистов бомбил. Видимо, оттуда и рана.
Нашел Петра Кузьмича. Тоже младший лейтенант, тоже орден Красной Звезды - уже 45 год, май! Но это не мой дед, а его старший брат (бывало, что оба ребенка с разницей в несколько лет рождались в Петров день, так и крестили). Самого деда наградные документы пока не нашел — на ресурсах не все занесено. Буду искать дальше...
Нашел еще брата бабушки по матери — Алексея Михайловича. Но не в наградных листах, а среди погибших. Его портрет в старой офицерской форме (еще с кубарями, хотя погиб он уже в звании капитана) всегда висел у бабушки. Знал, что захоронен где-то под Тосно. А тут в этой записи узнал, что был он командиром батареи в артполку стрелковой дивизии, которая незадолго до смерти Алексея Михайловича вошла пополнением в состав той самой 2-й ударной армии, которая уже вышла обескровленная из окружения без командующего — того самого генерала Власова. И снова окружение... Бабушкин брат погиб 21 сентября 1942 года.
Я сидел все выходные на этих сайтах и вводил своих родных, родных жены, каких-то знакомых дедов. Потом звонил родным, рассказывал... Ещё искал через поисковики по номерам воинских частей боевой путь полков, дивизий, армий, где служили мои фронтовики... Нашел, что в одной из барнаульских школ есть музей дивизии, в которой воевал Владимир Илларионович. И обязательно туда сходим всей семьей.
И, думаю, это тоже очень важная часть проекта "Бессмертный полк" — подтолкнуть таких, как я, к поискам, помочь нам.
Присоединяйтесь, это важно.
И это далеко не все электронные поисковые ресурсы, это только начало!
Дополнительно о возможностях самостоятельного поиска читайте в проекте и : – , "", "" и другие.
К освещению проекта "Бессмертный полк" помимо изданий ИД "Алтапресс" и радио "Серебряный Дождь в Барнауле" в настоящее время присоеденились такие СМИ, как ГТРК "Алтай", Алтайская правда", ИД "Прожектор", радиогруппа "FM-Продакшн".
Администратор проекта в Алтайском крае – Елена Сальникова. Контактный телефон акции "Бессмертный полк": 8 (3852) 63-53-37, эл. почта: proekt@altapress.ru.
Пожалуйста, присоединяйтесь к группам проекта в соцсетях и и распространяйте о них информацию среди своих друзей.