Власти региона планируют восстановить бийский аэропорт за счет бюджета

февраль 27, 2013

Алтайский край готовится к переводу взлетно-посадочной полосы (ВПП) бийского аэропорта на баланс региона, чтобы уже в III квартале текущего года приступить к ее реконструкции. На эти цели планируется найти в бюджете порядка 300 млн. рублей. Часть затрат готовы взять на себя инвесторы. Вопрос эффективности аэропорта пока оценивается неоднозначно, но завершить его реконструкцию власти намерены к 2014 году.

Бийский аэропорт.
Олег Богданов

Посмотреть фотогалерею на сайте.

Со дня на день край ждет подписания на уровне правительства документа, который утвердит перевод федерального имущества — взлетно-посадочной полосы бийского аэропорта — в краевую собственность. Всем очевидно, что получить федеральные средства по целевой программе на реконструкцию этого объекта краю уже не удастся. Неоднократно в Минтрансе давали понять, что деньги выделены не будут, хотя бийский аэропорт и включен в федеральную целевую программу "Развитие транспортной инфраструктуры на 2012–2013 годы".

Летом прошлого года губернатор края Александр Карлин подчеркнул, что запуск аэро­порта в Горно-Алтайске "не снимает тему бийского объекта, а еще больше ее актуализирует".

Александр Карлин,
губернатор Алтайского края:

Бийский аэропорт мы должны рассматривать в качестве запасного для Горно-Алтайска. Таким образом, если кто-то предполагает, что наши коллеги и братья из Республики Алтай создали нам проблемы, на самом деле они нам оказали поддержку в этом вопросе. Я думаю, что это еще один довод для того, чтобы этот проект стал реальностью.

В ходе прошедшей в середине февраля конференции "Государственно-частное партнерство в дорожной отрасли" с участием министра транспорта Максима Соколова тема аэропорта снова была затронута. Глава региона заверил, что проект будет реализован. В частности, за счет средств инвестора планируется провести реконструкцию здания аэровокзала с пропускной способностью 100 пассажиров в час (по данным газеты "Ваше дело", речь идет о компании, подконтрольной сенатору Юрию Шамкову, которая планирует инвестировать около 200 млн. рублей), регион готов финансировать реконструкцию взлетно-посадочной полосы, которая всегда была камнем преткновения в развитии аэропорта. Полоса протяженностью порядка 1,5 тыс. метров обойдется в 300 млн. рублей. Эти средства могут быть выделены в рамках краевой адресной инвестиционной программы на 2013 год, а также инвестиционного фонда, средства которого пока не использовались. Заниматься установкой навигационных систем бийского аэропорта будет федеральная госкомпания "Аэронавигация". Максим Соколов со своей стороны пообещал, что федеральный центр все же окажет какую-то поддержку проекта в виде субсидий авиакомпаниям, которые приобретают самолеты для осуществления региональных перевозок.

После того как федеральное имущество передадут на баланс края, чиновникам предстоит определить, кто будет заказчиком и подрядчиком реконструкции аэропорта. С большой долей уверенности можно говорить, что непосредственными работами на ВПП займется "Алтайавтодор". Сложнее дело обстоит с выбором управляющей компании, которая будет курировать реконструкцию, привлекать авиаперевозчиков и обслуживать объект. Администрация края пока этот вопрос для себя не решила. Управляющей компании необходимо будет обеспечить аэропорту от пяти до 15 вылетов в неделю, чтобы объект себя окупал. При этом очевидно, что самолеты большой вместимости аэропорт принимать не сможет. Александр Карлин рассчитывает восстановить рейсы в Сургут, Нижневартовск, Новосибирск, Красноярск, Кемерово и Иркутск.

Генеральный директор авиапредприятия "Алтай" Виталий Архипенко отмечает, что предложений взять на себя эту работу не получал. По его мнению, при грамотном управлении аэропорт может работать хотя бы на нулевой рентабельности. "Когда бийский аэропорт был нашим филиалом, даже при незначительной загрузке он был окупаем. Проблема заключалась только в том, что понадобились большие средства для реконструкции ВПП, а их не было. Сегодня многое зависит от того, кто возьмет на себя обслуживание взлетно-посадочной полосы, кто будет закупать технику, на каких условиях будет привлекаться аэропортовый оператор", — заметил г-н Архипенко.

Небывалые инвестиции

Согласно планам по развитию особых экономических зон, начиная с 2009 года в развитие бийского аэропорта предполагались вливания в размере 1,3 млрд. рублей федеральных инвестиций. Эксперты отмечали, что реконструкция позволит бийскому аэропорту конкурировать даже с барнаульским, а стоимость контрольного пакета его акций в самое короткое время возрастет в десятки раз. Согласно последнему отчету предприятия, убытки ОАО "Бийский аэропорт" в IV квартале 2012 года составили более 1,5 млн. рублей. Размер капитала предприятия составляет 36 млн. 300 тыс. рублей.